![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
ЯЙЦО - в мифах и обрядах многих традиций Я. представляет собой
один из важных космогонических мотивов. Во-первых, в мифах из Я. может
появляться вся вселенная, в частности первобытный (предвечный, предшествующий
собственно сотворению мира) Хаос мыслится иногда как имеющий форму Я. В
Хаосе все противоположности соединены нераздельно, акт сотворения мира
их разделяет (небо от земли, сушу от воды и т. п.), соответственно акт
творения нередко мыслится как разбивание Я., при этом важно, что Я. представляет
собой «естеств.» символ, «напрашивающийся» на такое осмысление: в нем твердая
скорлупа противопоставлена живому содержимому, а внутренность, в свою очередь,
содержит две равные субстанции, б. аморфную, внешнюю, и б. концентрированную
и «оформленную» - последняя обладает и большей ценностью, как помещенная
в центре; и в то же время по своему цвету и форме она естественно интерпретируется
как солярный эл-т; с др. стороны, отношение внешнего и внутреннего напоминает
многие традиционные модели земли: «как океан объемлет шар земной» (Ф.И.
Тютчев). Раскалывание Я. как акт творения - это тоже «естеств.» символ,
т. к. Я. по самой природе связано с рождением, появлением нового существа,
поэтому из Я. могут появляться не только творение, но и творец, или же
культурный герой, или весь род людской. Это первое рождение, как и акт
творения, в течение священной и/или человеч. истории воспроизводится («тиражируется»)
мотивами чудесного рождения из Я. - человека, героя или же, наоборот, чудовища,
змея, василиска (василиск, по нек-рым представлениям, рождается из Я.,
снесенного петухом). Иногда рождение из Я. может мотивироваться особыми
обстоятельствами зачатия, как в греческом мифе, где Леда, зачавшая от Зевса,
явившегося ей в облике лебедя, рождает Я. (или два Я.), из к-рого, по разным
версиям, появляются Диоскуры (Кастор и Полидевк) и Елена. Если учесть,
что Елена была причиной Троянской войны, то не исключено, что ее рождение
надо понимать как проклятие.
В рус. традиции эти мотивы сохранились только в виде «реликтов», но тем не менее реконструируются они вполне надежно, это относится прежде всего к мотиву Я. в сказках. В рус. версии сюжета, обычно называемого «Три царства, медное, серебряное и золотое», герой, завоевав каждое из трех царств и находящуюся в нем царевну, сворачивает царство в Я. и уносит с собой, а затем уже на земле, в человеч. мире, бросает эти Я., и из них возникают три царства. Этот мотив отражает в трансформированном виде миф о творении Земли из Я. В рус. загадках Я. может моделировать пространственную и временную структуру вселенной: «лежит брус / На всю Русь, / И на том брусу / Двенадцать гнезд,/ В каждом гнезде / По четыре яйца» (в др. вариантах: «В каждом яйце / По семи зародышев, / По семи цыплят» и т. п.). Отгадка: год, месяцы, недели, дни. В рус. сказке Я. может служить также путеводным чудесным предметом («куда яйцо покатится, туда и иди» - тем самым оно приведет героя в то самое царство, к-рое в другом сюжете он сворачивает, прячет в Я.); наконец, особую роль играет мотив кощеевой смерти в Я. Я. при этом спрятано в утке (т. е. это еще не снесенное Я. - до начала творения), а утка обычно «вложена» в др. птицу, та в сундук и т. п. по принципу матрешки. Мотив кощеевой смерти сам по себе амбивалентен. Создание Космоса из Я. означает конец Хаоса, его смерть и конец тех существ - чудовищ, к-рые связаны с Хаосом и порождены им; т. о. Я. как порождающее начало содержит в себе смерть. С др. стороны, идея смерти, заключенной в каком-то предмете, по существу неотличима от идеи заключенной в нем же жизни. В фольклористике этот мотив, как правило, называют «внешней» (т. е. живущей вне тела) душой: это жизненное начало, к-рое оберегает его владелец и к-рым должен завладеть его враг. Этот последний «положительный» аспект перекликается с «производительным» значением Я., его связью с плодородием и даже богатством. Как богатство осмысляются иногда 3 царства в упомянутой сказке, в загадках Я. может обозначаться как золото: «Кричит баба по городу: «Золото! Золото!» (Курица; вариант: «Свет мое золото / В белом платье завернуто» - Курица и Я.). Аспект плодородия связан не только с рождением птенцов из Я., но и с характерной полисемией, объединяющей название птичьего Я. с теми или иными частями продуцирующей системы животных и человека (если названия вроде яичник заимствованы из латинской терминологии, то название мужских желез кажется специфичным для рус. яз., хотя это и не исконное название).
Я. как символ возрождения жизни-в центре весенних обрядов. Я. варились и окрашивались к Пасхе. В рус. традиции такие Я. называются крашенки, на Ю. России и на Украине - писанки, т. к. расписываются многоцветными узорами. В четверг хозяйки моют, просушивают Я., а на Украине и галунят (на 10-15 мин. ставят в молодой непочатый квас), чтобы Я. ровно окрасились. В пятницу Я. красят. Окраской или росписью Я. занимаются замужние женщины и девушки. Для этого используют луковую шелуху, высушенные цветы и травы, к-рые собирали летом, цветные нитки и тряпочки. Раньше Я. красили только в красный цвет, т. к. он в христ. символике связывался с кровью Христа. Поэтому красную краску варят обязательно в новом горшке. Традиция расписывать Я. многоцветными узорами в последние годы получает б. широкое распространение. Известны и символич. замены Я. Их делают из стекла, хрусталя, фарфора. Ювелиры вытачивают миниатюрные яички из драг. металлов и камней. В изготовлении таких яичек в нач. века особенно преуспела фирма К. Фаберже.
Крашенные Я. обмениваются при встрече после христосования. Я. от первого христосования считается «наисвященнейшим», и его сохраняют целый год до нового христосования. По Я. гадают о судьбе, разбивая определенным образом скорлупу. На Пасху Я. служат своего рода игрушкой, их употребляют для «битков», «катанья» и др. развлечений. С пасхальными Я. ходили на могилы своих родных. Скорлупу от съеденных Я. разбрасывают по полю. Пасхальное Я. или скорлупу от Я. клали в мешок с семенами, отправляясь в поле. На Пасху умываются водой, в к-рую кладут крашеное Я., чтобы щеки были румяными. Неск. пасхальных Я. оставляют до Егорьева (Юрьева) дня. Воскресенским Я. в этот день гладят домашний скот, особенно лошадей.
Оба аспекта - т. е. связь с порождением, плодородием и в то же время со смертью, отразились в обрядовом использовании Я.
Лит.: Топоров В.Н. К реконструкции мифа о мировом яйце: (На материале рус. сказок) //Труды по знаковым системам. 3. Тарту, 1967. (Учен. зап. Тартуск. ун-та; Вып. 198).