![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
СЕРЕНАДА (от итал. serenare - проводить ночь под открытым небом)
- вечерняя или ночная приветственная песня, исполняемая под окном возлюбленной
(или какого-либо др. конкретного лица) с сопровождением лютни, мандолины,
гитары. Зародилась в ср.-век. Италии и распространилась среди романских
народов. Используется в опере, но чаще как камерно-вокальный жанр для голоса
и фортепиано (Ф. Шуберт). Название «С.» не всегда ставится композитором
(«Ночной зефир» в версиях М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского). А.П, Бородину
принадлежит «С. четырех кавалеров одной даме» для мужского квартета. Традицию
романса-С. продолжили А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский, С.И. Танеев, Н.Я.
Мясковский, Н.К. Метнер, Т.Н. Хренников, Д.Б. Кабалевский.
Инструмент. произв., аналогичное по настроению вокальной С., порой с юмористическим оттенком. С. для фортепиано создали А.Г. Рубинштейн, М.А. Балакирев, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, Д.Д. Шостакович; для виолончели с оркестром - Н.А. Римский-Корсаков, для скрипки и фортепиано - А.С. Аренский, М.С. Вайнберг, А.Н. Черепнин; для кларнета и струнного оркестра - Гречанинов; для камерного состава - М.И. Глинка, П.И. Чайковский, A.M. Волконский.
Циклич. инструмент. сочинение, родственное сюите, дивертисменту, кассации, ноктюрну. В 18 в. исполнялось на открытом воздухе с участием духовых. П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, Н.Я. Мясковский предназначали С. для оркестра, И.Ф. Стравинский - для фортепиано, А.Г. Шнитке - для квинтета.
Часть инструмент. циклич. произв., воспроизводящая черты вокальной С. (Маленькая сюита для фортепиано А.П. Бородина, Квартет № 15 Д.Д. Шостаковича). В 17 - 18 вв. в Зап. Европе - театрализованная кантата, подобная маленькой опере, приуроченная к придворному торжеству. С. «Сюрприз богов» (на итал. яз.) Дж. Паизи-елло исполнялась в С.-Петербурге в 1777.