![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ христ. праздник, посв. воспоминанию обрезания
Иисуса Христа и наречению ему имени. «По наступлении дня восьмого, когда
надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде
зачатия Его во чреве» (Л к 2:21). Это произошло в Вифлееме, где Св. Семейство
пребывало в течение примерно полутора лет до прихода магов (волхвов) и
последовавшего за этим бегства в Египет. «Если бы Он не принял обрезания,
то никто бы не признал в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова. Обрезание
притом предуказывало на ту кровь, какую Христос должен был пролить со временем
на Голгофе» (Толковая Библия. Т. 9. С. 137 -138). Св. Епифаний Кипрский
(ум. 403), полемизируя с еретиками-гностиками, указывал, что «Христос Бог,
сшедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых
младенцев время..., обрезан в восьмой день действительно, а не в призраке
[плоти]».
Праздник О. Г., входящий в цикл рождественских праздников, впервые упоминается в источниках 2-й пол. 4 в. и совершается в 8-й день от Рождества - 1(14) янв. (в зависимости от календ. стиля). До 14 в. он входил на Востоке в число важнейших «владычных праздников» (позднее названных «двунадесятыми»), наряду с Пасхой, Рождеством и др. В списке двенадцати праздников Никифора Каллиста (1-я пол. 14 в.) его заменяет Успение Девы, первый собственно богородичный двунадесятый праздник. В совр. рус. православном церк. календаре О. Г. имеет статус «великого» праздника и совп. с памятью Василия Великого. В рим. церкви день О. Г. является одновременно праздником Имени Иисусова (установлен в 1444 по предложению Богословского ф-та Сорбонны) и «Октавой» Рождества Христова (отдание Рождества).
Лит.: Богословский М. Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и принесение Его во Храм (Лука 2:21-40) //Правосл. Собеседник. 1892. № 9. С. 3-35; Б у л г а к о в С., прот. Автобиографические заметки. Париж, [1946]. С. 158-162.