![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
«МОГУЧАЯ КУЧКА» («Новая рус. муз. школа», «Балакиревский кружок»,
«Пятерка») - творч. объединение рус. композиторов, сформировавшееся в 60-е
гг. 19 в. Постоянными в течение длит. времени были пятеро музыкантов: М.А.
Балакирев (1837-1910), А.П. Бородин (1833-87), Ц.А. Кюи (1835-1918), М.П.
Мусоргский (1839 - 81), Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908), в разное время
к ней присоединялись А.С. Гуссаковский (1841-75), Н.Н. Лодыженский (1843
- 1916) и др. Определение группы музыкантов как «М.К.» было дано В.В. Стасовым
(ст. «Славянский концерт г. Балакирева», 1867). Форма творч. содружества,
объединяющего единомышленников в области лит-ры и иск-ва, была весьма характерна
для России во 2-й пол. 19 в. («Т-во передвижных худож. выставок» и пр.).
Становление и развитие «М.К.» проходило в несколько этапов: сначала формирование, объединение музыкантов под рук-вом Балакирева, выработка общей эстетич. платформы (1855 - 62); затем расцвет содружества, отмеченный близостью творч. позиций, общностью худож. принципов (до 1871 - года начала работы Римского-Корсакова в конс.); наконец, сохранение верности общим идеалам с одновр. усилением индивид. позиций творчества, ослаблением непосредств. личных связей (70-е гг. - до 1881, года смерти Мусоргского). Но и после формального распада «М.К.» каждый из членов оставался верным ее эстетич. принципам.
Основной творч. задачей содружества было утверждение в иск-ве нац. принципов, продолжающих традиции М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Идея национального предполагала воссоздание рус. тематики в произв. разных жанров; использование богатейшего муз.-литературного фольклорного наследия; опору на рус. песенность как основной источник муз. тематизма; собирание, обработку и пропаганду нар. песен; создание новых типов произв., соединяющих традиционные европ. муз. формы с приемами выразительности, идущими от рус. иск-ва, и т. д. В творчестве каждого из «кучкистов» воплощение данных принципов осуществлялось в значит. мере индивидуально, благодаря чему именно во 2-й пол. 19 в. были заложены мн. новые направления рус. музыки. Традиции «кучкизма» оказались плодотворными, следование им отмечается в дальнейшем у мн. композиторов России, в части. А.К. Глазунова, А.К. Лядова и др.
Лит.: Гордеева Е. М. «Могучая кучка». М., 1966.