![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
МИНДАДЗЕ Ал-др Анат. (род. 1949) кинодраматург. Сын кинодраматурга
А.Б. Гребнева. В 1971 окончил сценарный ф-т ВГИКа. Потом был призван на
воен. службу. После демобилизации написал свой первый сценарий полнометр.
худ. ф. о буднях армии. По этому сценарию - «Весенний призыв» - в 1976
поставил ф. реж. П.Любимов. Втом же году второй сценарий М. - «Слово для
защиты» - попадает в руки В.Ю. Абдрашитову, начинающему реж., только что
закончившему ВГИК. Встреча М. и Абдрашитова, определила творч. судьбу обоих,
ибо они со времени пост. ф. «Слово для защиты» (1977) работают вместе.
Первые ф. М. и Абдрашитова осн. на материале угол. дел, но в ф. нет ни
тайн, ни поисков преступника, и они не являются детективами. Криминальный
мат-л нужен М., чтобы построить острые конфликты, в к-рых раскрываются
хар-ры и психология героев. В сценарии «Охота на лис» (ф. поставлен в 1980)
совершается преступление по существу безмотивное, взаимоотношения героев
после совершившегося определяют нравств. проблематику ф. Весьма типична
для драматургии М. тема духовной связи и отталкивания двух полярных характеров.
Много позже эта же тема отразится в сценарии и ф. 1988 «Слуга», построенном
на отношениях господства и подчинения. В центре сценария «Остановился поезд»
(ф. поставлен в 1982) конфликт двух противоположных хар-ров - следователя
и журналиста, уголовная тема приобретает социал. аспект. Ф. «Остановился
поезд» был как бы провидением «аварии века»: катастрофы на Чернобыльской
АЭС. В сценарии «Парад планет» (ф. поставлен в 1984) М. отошел от угол.
тематики и док. манеры. По жанру этот ф. - филос. притча, в к-рой рассказывается
о разобщенности людей в совр. мире. Притчей можно назвать и следующий сценарий
М. (ф. поставлен в 1986) - «Плюмбум, или Опасная игра». Герой (а вернее
антигерой) этого сценария и ф. - бездушный подросток, юный провокатор,
наследник Павлика Морозова, готовый «заложить» даже родного отца. В метафорич.
форме М. и Абдрашидов показывают, что поколение отцов, выросшее во лжи,
само трагически виновато в пороках своих детей. Т. о. мастерство еще молодого
кинодраматурга становится все более глубоким, соц. насыщенным и формально
изощренным. Среди др. сценариев: «Поворот» (1979), «Предел желаний» (1983),
«Армавир!» (1990).
Лит.: Савицкий Н. Разговор начистоту: О фильмах Вад. Абдрашитова и Ал-дра Миндадзе. М., 1986.