![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
ЛОГАЭДЫ (от греч. - прозаически-стихотворный) - 1) в метрич.
стихосложении - стихи, образов. сочетанием трехсложных (четырехмерных)
стоп (дактиль, анапест) с двусложными (трехмерными) (ямб, хорей). Неровный
ритм таких стихов определил название. Л. использовались в лирике и хоровых
частях трагедий. Из антич. Л. наиб. известны стихи, составляющие сапфич.
строфу, асклепиадову строфу, алкееву строфу и др.; в пер. и подражаниях
антич. Л. рус. поэты обычно заменяли долгие слоги ударными, а краткие -
безударными; 2) в тонич. стихосложении - размеры, в к-рых ударения (икты)
внутри стихотворной строки располагаются с неравными слоговыми промежутками
(междуиктовыми интервалами) и такое расположение точно повторяется из стиха
в стих. В силлаботонике Л. интерпретируются как урегулиров. чередование
стоп разного метра в стихе (стопные Л.) или стихов разного метра в строфе
(строчные Л.). Строчные Л. могут включать в себя стопные Л. как составную
часть. В рус. поэзии первые Л. появляются в песнях А. Сумарокова (1740
-50-х гг.). Затем эта традиция прерывается. В нач. 19 в. становятся популярными
логаэдич. имитации антич. строф, позднее - эксперименты с оригин. рус.
Л. в песнях и романсах, своеобразные подступы к дольнику. В нач. 20 в.
эти традиции пересекаются: рус. поэты создают оригин. логаэдич. строфы
по образцу антич. (В. Иванов и др.), а также стихи новых неклассич. размеров
(дольник, тактовик) с повторяющимися ритмич. вариациями, приближающими
их к Л. (М. Цветаева, Н. Асеев и др.). В совр. поэзии Л. используются гл.
обр. как песенные размеры, опирающиеся на музыку (Л. Ошанин, Е. Долматовский
и др.). Пример стопного Л. (М. Кузмин): Кони бьются, храпят в испуге, Синей лентой обвиты дуги, Волки, снег, бубенцы, пальба! <...>