![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
КОСМАТОЕ Леон. Вас. (1901-77) -кинооператор. Закончил Гос. техникум
кинематографии. Работу в кино начал с реж. Ю. Райзманом - «Круг» (1927),
«Каторга» (1928), «Земля жаждет» (1930). Первый крупный успех - ф. «Летчики»
(1935, реж. Ю. Райзман), снятый светло, празднично. Эпизод в солярии, пробег
по аэродрому стали классикой операт. иск-ва. Фильмами «Зори Парижа» (1937),
«Семья Оппенгейм» (1939) началось многолетнее сотрудничество К. с реж.
Г. Рошалем ихудож. И. Шпинелем. Операт. почерк К. отличали живописность,
своеобразное светотеневое построение, интерес к актеру, чутье к стилевым
особенностям каждого ф. Большим успехом К. стал его первый цветной ф. «Мичурин»
(1949, реж. А. Довженко - премия за лучший цветной ф. на МКФ в Марианске-Лазне,
1949), доказавший, что выразительность цвета может быть достигнута и в
фильме, снятом преим. на натуре. Разрабатывая новые принципы композиц.
орг-ции кадра, К. способствовал освоению широкоэкр. (трилогия «Хождение
по мукам», 1957 - 59) и широкоформатного кино («Суд сумасшедших», 1962,
оба - реж. Г. Рошаль). Писал ст. и кн. об оператор. иск-ве, преподавал
во ВГИКе, вносил усовершенствования в оператор. технику. Среди ф.: «Дело
Артамоновых» (1941), «Клятва» (1946), «Падение Берлина» (1950), «Вольница»
(1956), «Каменный гость» (1967).
Лит.: Бутовский Я. Л. В. Кос-матов //Десять операторских биографий. М., 1978. Вып. 1.