![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
КОКОШНИК - 1) Декоративный эл-т, обычно в венчающей части здания
или завершающий портал, оконный наличник и имеющий полуциркульную, трехчастную
(трехцентровую), килевидную (полукруглую с внешним заострением над серединой
дуги) или треугольную форму. В отличие от закомар, являющихся конструктивным
эл-том и соответствующих кривизне закрываемого свода, за К. нет сводчатой
конструкции, он является «знаком» закомары. Конструктивно появление К.
объясняется необходимостью оформления на фасадах распространившихся в кон.
16-17 в. ступенчатых, кресчатых и сомкнутых сводов (многоярусные К. Малого
собора Донского мон., 1593). Масса кокошников («горка») в это время - характерная
черта посадской эстетики (напр., в ц. Пресв. Троицы в Никитниках, 1630-е
гг.; Свят. Николая «Посадского» в Коломне, кон. 17 в.) и важный эл-т «узорочья».
Храм с К. вытеснил почти все типы культовых построек, к-рыми был богат
16 в. Наиб. частота применения килевидных К. в сравнении с круглыми и особенно
треугольными и их использование в венчающих частях церквей объясняется
символическим значением К. как образов «пламени огненного», языков огня,
в виде к-рых представлялись в средневековье Небесные Силы, Небесное Воинство,
обычно они окружают главу, обозначающую Спасителя. Разнообразные формы
венчания наличников в данный период - результат срастания К.
С 1830-х гг. К., особенно килевидный, воспринимается как семантически значимый эл-т рус. стиля. Уже в проектах К. А. Тона, начиная с ц. Св. Екатерины в Екатерингофе (1830), К. достигают такого крупного масштаба, к-рый не встречался в др. -рус. постройках. К. используется как киот с размещением в его поле икон и орнаментальных композиций в рус. стиле (П. П. Зыков); А. А. Парланд в храме Воскресения Христова (1883 - 1907) впервые применяет мотив одного гигантского К., завершающего фасад, впоследствии повторенный, например, В. А. Косяковым (церкви Староладожского и Киево-Печерского подворий в С.-Петербурге, в с. Кукобой) или П. А. Винорадовым (собор Перервинского мон.) и трансформировавшийся в работах мастеров неорус. стиля (А. П. Аплаксин).
![]() |
Кокошники, шитые жемчугом. Фото 1890-х гг.
2) К. (кокошка, кокуй, златоглав, головка, нак донник, наклонка, шеломок, ряска) - празднич. головной убор замужней женщины. В 18 - 20 вв. К. носили в крест., купеч. и мещан. среде. В 19 в. К. распространился с Севера на Юг России и вытеснил сороку. К. изготовлялся спец. мастерицами и стоил дорого. Использовался в свадеб. обряде как головной убор замуж. женщины - девич. прическа заменялась К. или кикой.
Лит.: Кудрявцев М. П., Мокеев Г. Я. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. М., 1981. № 29. С. 75-79; Попадюк С. С. Теория неклассических архитектурных форм. Русский архитектурный декор XVII в. М., 1998.