![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
КАРСАВИН Лев Платонович (1882-1952) - историк-медиевист, религ.
философ и поэт. Род. в СПб., в театр. семье (одна из его сестер - знаменитая
балерина Тамара Карсавина). В 1906 окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та.
По окончании ун-та работал вг-зиях, в 1909-10 и 1912-22 преподавал на Высш.
жен. курсах. В 1916 получил степень д-ра ист. наук. В 1916 дух. акад. Петрограда
(римско-католич.) присудила ему степень д-ра теологич. наук. С 1916 К.
- ординарный проф., а в 1921-22 - ректор Ист.-филол. ин-та. В 1922 вместе
с др. представителями рус. интеллигенции выслан из Сов. России. В 1922
- 26 К. жил в Берлине, где были изданы его наиб. значит. филос. работы:
«Диалоги» (1923), «Джордано Бруно» (1923), «Философия истории» (1923),
«О началах» (1925) и др. В 1926-28 К. жил в Париже, где акт. участвовал
в евразийск. движении и даже стал его идейным руководителем. В 1928 К.
занял каф. всеобщ. истории при гуманит. ф-те Каунас. ун-та в кач-ве проф.
В 1931 - 37 выпустил «Историю европейской культуры» (5 т., на литов. яз.).
С 1940 преподавал в Вильнюс. ун-те. С 1944 - дир. Вильнюс. худож. музея.
После ареста и осуждения (1949) был отправлен в лагерь, где вскоре умер
от туберкулеза.
К. - один из крупнейших представителей метафизики всеединства. Осн. категории и символы этого идейн. течения сложились у него в целостное систематич. учение. Оригинальность воззрений К. состоит в том, что всеединство трактуется им в 1-ю очередь в ист. аспекте - как единый божеств., космич., ист. процесс. К. - софианец, Софию понимает как любовно-мистич. причащение к Божеств. мудрости, в этом его концепция близка к теософским размышлениям ранне-христ. гностиков и В. Соловьева. Ист. концепция К. была изложена в работах: «Основы средневековой религиозности...» (1915), «Культура средних веков» (1918), «Введение в историю» (1920), «Философия истории» (1923). Ист. метод К. сложился под влиянием Ж. Мишле, И. Тэна, представителей направления «культурно-ист. типов» (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер), методологии Г. Гегеля и Э. Дюркгейма. К. - один из родоначальников статистич. понимания истории, осн. на описании определ. ист.-культурных статистич. рядов, способных характеризовать состояние соц. психики об-ва конкр. эпохи. Согл. К., исследователь должен вжиться в эпоху, выделить в концентрир. виде типич. эл-ты ее мышления и на осн. таких явлений культуры, как архитектура, лит-ра, философия, нар. фольклор, описать осн. психич. стихию об-ва; такой подход позволил самому К. охарактеризовать и сравнить определ. ист. типы культур в плане их оригинальности и неповторимости. Цель историка - собрать и описать эти бесценные явленности Всеединства, а задача философа - осмыслить синтетич. взаимодействие культур, объяснить взаимоотношения Бога и личности в их единстве и инаковости. Опред. влияние филос.-богослов. концепция К. оказала на И.О. Лосского.
![]() |
Л, П. Карсавин
Соч.: Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992; Философия истории. СПб., 1993; Малые сочинения. СПб., 1994.