![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
ЖИЛЛЕ Никола Франсуа (1709-91)
- франц. скульптор, учился в Королевской акад. живописи и скульптуры в
Париже у Л. С. Адана, в 1746 - 52 стипендиат Франц. акад. в Риме, в 1757
избран академиком Парижской акад. С февр. 1758 по сент. 1777 руководил
скульптурным классом АХ в С.-Петербурге. С 1765 - проф., с 1766 - советник,
с 1767 - адъюнкт-ректор Петербургской АХ. Система преподавания Ж. давала
его ученикам хорошие навыки как в работе с натуры, так и в композиции.
За двадцать лет работы в академии из его класса вышли все крупнейшие русские
скульпторы 2-й пол. 18 в. - Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос,
Ф. Ф. Щедрин, Ф. Г.Гордеев, И. П. Прокофьев.
По своим теоретич. воззрениям Ж. тяготел к классицизму, но его практические работы - «Аллегория живописи» (1758 - 60), бюст всл. кн. Павла Петровича (1765), бюст камергера И. И. Шувалова (1760 - 62 ), бюст П. И. Шувалова (1759) свидетельствуют о том, что он был еще всецело пленен кокетливой грацией рококо. Помимо портретов и мелкой пластики, Жилле работал в области декоративной скульптуры. В 1760 - 62 он исполнял «резные фигуры» для помещений нового Зимнего дворца, в 1770 - «резные свинцовые фигуры» для покоев всл. кн. Павла Петровича в Зимнем дворце. В созданных им четырех мраморных вазах сочетаются рокайльная грациозность силуэта с тяготением к симметрии, центричности и уравновешенности орнаментальных форм, свойственным классицизму (1774, 1775, Павловский дворец-музей). В 1778 вернулся во Францию и умер в Париже.