![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
ЖЕГИН (Шехтель) Лев Фед. (1892-1969) - художник, иск-вед. Род. в семье изв. арх. Ф. О. Шехтеля.
Учился живописи в студии К. Ф. Юона, затем - в Моск. уч-ще живописи, ваяния
и зодчества. В кругу его близких знакомых были худож. М. Ф. Ларионов, В.
Н. Чекрыгин, поэт В. В. Маяковский (первая кн. поэта «Я!» - 1913 - была
оформлена Ж. совм. с Чекрыгиным), философ П. А. Флоренский, математик Н.
Н. Лузин. Участвовал в различных худож. выставках («Мир иск-ва», 1917-21,
«Маковец», 1922-24, междунар. выставка в Венеции 1928 - 30 и др.). Ряд
его произв. хранится в Третьяковской галерее и др. музеях. Одноврем. вел
педагог. и худож.-оформит. работу. Еще в 20-х гг. Ж. занялся иссл. перспективы
и композиции древней живописи, в частности рус. иконописи. Ж. было установлено,
что при восприятии древней картины бросаются в глаза искажения в передаче
перспективы: разного рода деформации, сдвиги, разрывы и разломы в изображении.
Однако происходило это не от незнания худож. законов перспективы (этой
ошибочной мысли придерживался, напр., А. Бенуа), но от иной перспективной
системы изображения реальности (этот комплекс явлений определяется как
«обратная перспектива») в древней живописи, к-рая характерна и для иск-ва
примитива, детского рисунка. При этом, в частности, выявлялась следующая
закономерность: семантически важная часть изображаемого объекта повернута
к зрителю, а семантически неважная - подчиняется перспективным отклонениям.
Реконструкции яз. этой системы и рассмотрению в связи с этим более общих
проблем передачи пространства и времени в древней живописи и был посвящен
итоговый труд Ж. «Язык живописного произведения».
Провед. им анализ системы перспективных деформаций оказал неоценимую услугу не только теории иск-ва, но и семиотике, истории матер. культуры.