![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
БОРИС И ГЛЕБ - рус.
князья, мл. сыновья кн. Владимира I Святославича, первые святые Рус. правосл.
церкви (1071). Убиты по приказу старшего брата Святополка I Окаянного (в
рус. фольклоре Опорхол, Святой пок.), к-рый после смерти отца стремился
утвердиться на киевском великокняжеском престоле и потому опасался соперничества
братьев. Борис (в крещении Роман) (9-1015), кн. Ростовский, получил кн-во
по разделу рус. земель ок. 994-96, погиб на реке Альте. Глеб (в крещении
Давыд) (7-1015), кн. муромский, убит на р. Смядыни, близ Смоленска. После
поражения Святополка кн. Ярослав Владимирович велел перенести останки Б.
и Г. в Вышгород под Киевом. 1-2 мая 1115 освящен первый кам. храм-усыпальница
Б. и Г. В 1240 во время нашествия татар вышгородский храм разграблен, вероятно,
тогда же мощи первых рус. святых были утрачены. Распространение культа
Б. и Г. отражено в др.-рус. лит-ре (запись «О убиении Борисове» в «Повести
временных лет» под 1015, «Сказание и страсть и похвала святому мученику
Борису и Глебу» и др.). Вслед за храмом в Вышгороде Борисоглебские церкви
строятся в Чернигове, Смоленске, Рязани, Новгороде, Гродно и др. городах.
В духовных стихах 18-19 вв. конфликт между братьями Б. и Г. и Святополком
интерпретируется не как полит., а как семейно-бытовой, б. значимым становится
мотив идеализации мл. братьев, традиц. для рус. фольклора. В иконографии
изображения святых в рост были 6. популярны, чем конные, появившиеся
под влиянием визант. традиции. Среди древнерус. икон Б. и Г. - житийная
икона нач. 14 в. из Коломны, икона 14 в. От 12-14 вв. сохр. значит. число
резных кам. иконок Б. и Г.
Память Б. и Г.: 2/15 мая, 24 июля/6 авг.
![]() |
Борис и Глеб. Икона 14 в.