![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО обозначение
духовно-нравств. исканий либеральной рос. интеллигенции, составлявших религ.-филос.
сторону «русского духовного Ренессанса» кон. 19 - нач. 20 в. Б., с одной
стороны, восприняло, претворило и своеобразно продолжало духовные традиции
рус. культуры 19 в.: лит-ры (зрелый Пушкин, Гоголь, Достоевский, Л. Толстой),
религ. философии и философии истории (славянофилы, Н.Я. Данилевский, К.Н.
Леонтьев, Н.Ф. Федоров), богословия (Бухарев, Несмелов, Тареев). С др.
стороны, оно, как и вообще «духовный Ренессанс», было причастно тому культурному
подъему и обновлению, к-рый переживала на рубеже веков вся Европа. Непосредств.
идейный источник Б. - философия Вл. Соловьева, от осн. положений к-рой
(софиология, метафизика всеединства, учение о богочеловечестве, теургия
и пр.), так или иначе наследуя их, оспаривая или вовсе отвергая, «отправлялись»
все богоискатели. Были богоискатели от лит-ры и эстетики (Вяч. Иванов,
Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, Н.М. Минский) и даже специально
от лит. критики (А.Л. Волынский), от политэкономии и социализма (Н.А. Бердяев,
С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк), от богословия (В.В. Зеньковский,
В.Экземплярский), от естествознания (П.А. Флоренский), от быта и семьи
(В.В. Розанов). До разного доходили в Б.: кто - до «христианства Третьего
Завета» (петерб. гр. богоискателей), кто - до обновленного внецерк. православия
(москвичи), а кто - всего лишь до реформ в лоне правосл. церкви (киевляне),
- и, равно провозглашая «новое религиозное сознание», разно понимали его.
При всей условности термин Б. фиксирует единственно общее между всеми его
адептами: радение о Боге и при этом неудовлетворенность традиц. православием.
Тесное единение между богоискателями возникло (за одним исключением - софиологии)
не на сходстве собственно филос. воззрений, а определялось либо личными
обстоятельствами (группа Мережковского), либо одинаковым отношением к событиям
обществ. жизни России («веховцы»). Первый центр Б. - Пб., где 29 нояб.
1901 открылись Религ.-филос. собрания (РФС), на к-рые сходились представители
правосл. духовенства (в т.ч. будущий патриарх Сергий) и интеллигенции (в
т.ч. художники: А.Н. Бенуа, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, И.Е. Репин). 5 апр.
1903 РФС были закрыты постановлением Св. Синода. «Кафедрой» петерб. богоискателей
стал ж. «Новый путь», формально возглавляемый П.П. Перцовым, а фактич.
руководимый Мережковским. В 1904 он привлек к сотрудничеству группу прежних
«легальных марксистов», уже успевших в сб. «Проблемы идеализма» (М., 1902)
и «От марксизма к идеализму» (СПб., 1903) заявить о своем участии в религ.-филос.
исканиях. Быв. «легальные марксисты» - ядро моск. группы богоискателей,
уходя от социализма, склонялись к индивидуализму. В 1909 Бердяев, Булгаков,
Струве, Франк участвовали в сб. «Вехи», в предисловии к к-рому говорилось,
что общей платформой его авторов «является признание внутр. жизни личности
единств. творч. силой человсч. бытия». В 1906 в Москве но инициативе Булгакова
учреждено религ.-филос. об-во (РФО) им. Вл. Соловьева. С 1907 заметную
роль в нем играл переехавший в Москву Бердяев, в 1908 к об-ву примкнули
Флоренский, Франк, Б.Ф. Эрн. В 1907 РФО возникло и в Пб. Там первое положение
занимали Мережковский, Философов, А.В. Карташов, Вяч. Иванов; чл. его были
все наиб. влиятельные богоискатели, жившие в обеих столицах: Бердяев, Булгаков,
Розанов, Струве, Туган-Барановский, Франк, Эрн, Н.О. Лосский. Появились
РФО также в Киеве, Тифлисе, Рыбинске, Ярославле, Нижнем Новгороде и др.
городах. Самым значит. было киевское об-во (Зеньковский, Экземплярский,
А. Закржевский и др.). Киев. богоискатели считали себя принадлежащими к
ист. православию и рус. церкви, и их целью было стать «критич. фактором
внутри церкви». Весной 1917 предпринята попытка созвать общерос. съезд
РФО, не осуществл. из-за разногласий между лидерами об-в. После окт. 1917
РФО прекратили существование. Последним очагом Б. в России стала моск.
Вольная академия духовной культуры, созд. в 1918 Бердяевым. Деят-ность
Академии прекращена в 1922 высылкой ее руководителей за границу, где она
возобновилась уже как Религ.-филос. академия сначала в Берлине, с сент.
1925 - в Париже; в ее рамках издается ж. «Путь» - осн. орган рус. религ.
мысли. Б. можно рассматривать как компромисс между мирскими устремлениями
интеллигенции и верой - из боязни, что без религии в делах обществ. устройства
не устоишь против «грядущего хама» (выражение Мережковского), не убережешь
интеллигентских «алтарей и очагов». Поиск наилучших форм соц. устроения,
т.е. собирание сокровищ земных и стяжание если не богатства, то удобства,
упование на собств. разумение и силы оставались императивом интеллигенции,
к-рый она хотела освятить, представить задачей религиозной. Подчеркивая
и развивая одни эл-ты христианства в ущерб другим, Б. заменило веру в Богочеловека
поклонением богочеловечеству, вместо религии индивид. спасения предлагая
культ общего дела (в мире и по-мирски) и на место церкви как земной области
«царства не от мира сего» ставя «религиозную общественность», принадлежавшую
«Царству кесаря», и стремясь не к духовному преображению каждого человека,
а к практич. совместному преобразованию мира.
Лит.: Зап. Петерб. религ.-филос. собрания: (1902-06). СПб., 1906; Зап. С.-Петерб. религ.-филос. об-ва. СПб., 1908-16. Вып. 1-4.