![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
БЛОНСКИЙ Пав. Петр. (1884-1941)
- педагог и психолог. В 1907 окончил ист.-филол. ф-т Киевского ун-та. Науч.
и пед. деятельность начинал как историк философии (см., напр., кн. «Философия
Плотина». М., 1918). В дальнейшем многосторонние интересы ученого сосредоточились
на проблемах обучения и воспитания. В психологии Б. отстаивал генетич.
метод изучения и «объективные» формы иссл. психики («Очерк науч. психологии»,
1921). В педагогике ученый разработал концепцию трудовой политехн. школы,
проникнутую пафосом индустриализма и активных методов обучения (см. монографию
«Трудовая школа», 1919). Б. искренне соотносил свои идеи с теорией и практикой
«социалистич. стр-ва». В 20-х - нач. 30-х гг. был одним из виднейших предст.
отечеств. педологии (комплексного изучения детства; см. такие его работы,
как «Педология» (изд. 1925, 1934, 1936), «Возрастная педология» (1930,
и др.). После опубликования постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 «О педологич.
извращениях в системе наркомпросов» Б. вместе с др. сторонниками этого
объявленного «буржуазной лженаукой» направления (в частности, с уже покойным
к этому времени Л.С. Выготским) подвергся жестокой травле в печати. В результате
его тр., из к-рых мн. входят в зол. фонд совр. мир. психологии, оказались
на мн. годы изъяты в нашей стране из науч. обихода.
Соч.: Избр. педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М., 1979.