![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
БЕЛЬСКИЕ - живописцы
18 в. 1) Б. Ив. Ив. (1719-99) - декоративный живописец. Учился у И.Я. Вишнякова,
Д. Бона, А. Перизинотти, впоследствии долгое время сотрудничал с Дж. Валериани.
С 1743 в СПб. С сер. 1740-х гг. и до самой смерти работал в « Канцелярии
от строений», в особой «живописной команде», под рук. И.Я. Вишнякова. В
1760 возведен в ранг мастера. В «канцелярии» был исключительно популярен
как педагог, внедряя в принципы обучения понятие школы как совокупности
практических приемов исполнения опредсл. круга работ. Писал образа для
собора Александро-Невской лавры, иконы для дворцовых церквей «Христос-Вседержитель»
и «Богоматерь с Младенцем» (обе - 1764). За икону св. Павла (1769) получил
звание акад., и она же послужила оригиналом для мозаики, исполн. в том
же году в руководимой Б. мастерской. Из декоративных работ известны его
плафоны, панно, множество десюдепортов для имп. дворцов. Оставаясь мастером
декоративного стиля, тяготел к станковой живописи. Владение цветом, позволяющее
передать форму предметов, внутреннюю экспрессию картины, мерцающие переливы
красок, приближали опыты Б. к ист., монумент. живописи. «Архиерей во время
служения литургии» (1770); упомянутая выше икона св. Павла; «Голова ап.
Петра» и «Плач Петра» (1783).
2) Б. Ал. Ив. (1730-96) - живописец, брат И.И. Бельского. Крепостной (освобожден в 1773). С 1743 работал в петерб. «Канцелярии от строений», в «живописной команде», где и учился у Джироламо Бона, И.Я. Вишнякова. В 1770 произведен в мастера «живописного художества». Писал образа для Андреевского собора в Киеве; сохранилась его икона «Воскресение Господне» (1748); ряд панно - иллюстраций к «поучительным надписям», выполн. для Смольного ин-та, каждое из к-рых представляет собой жанровую сценку и одноврем. удачно передает средствами живописи лит. сюжет: «Не лги», «Не будь никогда праздна», «Не вреди никакому животному и не озлобляй его» (все - 1764). Писал театр. декорации, напр., к опере «Александр Македонский» (1757). Пользовался славой лучшего мастера декоративной живописи, выступая вместе с Дж. Валериани в качестве его помощника и автора панно, плафонов в имп. резиденциях в Петергофе, Царском Селе, Зимнем дворце. Исполнил 14 десюдепортов, характерная особенность к-рых - четкая композиция и широкая гамма цветов, «Цветы, фрукты и попугай» (1754). Известны его опыты в декоративном пейзаже - «Архитектурный вид» (1789), «Орловские ворота и руина в Царском Селе» (1788) и др.
3) Б. Ефим Ив. (1730 ? -78) - брат Ив. и Ал. Бельских, живописец. Работал в «живописной команде» «Канцелярии от строений». Писал театр. декорации совм. с Дж. Валериани, плафоны в Большом Царскосельском дворце, Зимнем деревянном дворце.
4) Б. Мих. Ив. (1753-94) - живописец. Учился в АХ, в классе портретной живописи у А.П. Лосенко и Д.Г. Левицкого, затем в Англии и у Ж.-Б. Грёза в Париже. Известны его портреты «Учитель с двумя учениками» (1773) и «Композитор Д.С. Бортнянский» (1788), за к-рый художник получил большую Зол. медаль первого достоинства, и ряд копий: «Портрет Петра I» и «Гетман» И.Н. Никитина, «Девочки с куклой» Ж.-Б. Грёза и др.