![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
БАНЯ - постройка или
помещение, оборудованное для мытья тела с од-новр. действием воды и пара.
На Руси Б. распространены с древнейших времен; упоминание о них встречается
у летописца Нестора (11 в.). Обществ. бани в городах Руси изв. с 16 в.
Долгое время Б. были общими для мужчин и женщин (как это практикуется в
нек-рых сев. странах в наши дни). Запрет церк. собора 1551, отметившего,
что «в банях мужи и жены и чернцы и черницы в одном месте моются без зазору»,
действовал слабо. Лишь Устав благочиния 1782 запретил в назначенные разные
дни вход в Б. лицам др. пола.
Очистит. функция Б. лежит в основе свадебных ритуальных действий:
1. Свадебный ритуал девичьей Б. сопровождается особыми банными причитаниями, с к-рыми подруги невесты в «теплой подвенешной паруше» «смывали» ее «девью красоту» (т.е. происходила утрата статуса девушки, символизировавшая начало перехода в др. половозрастную группу). Ритуальная значимость Б. подчеркивалась в свадебных песнях-причетах ее неординарной атрибутикой: каменка там «жемчужная», «полочки хрустальныя», «веничек шелковый», особым протапливанием (из лучины; семи сортов дерева) и водой («ключевой»; с 12 колодцев). В нек-рых местностях устраивалась «женихова Б».
2. Ритуал свадебной Б. молодых, происходил на 2-й или 3-й день после венчания и завершался подношением от родителей молодой банника - завязанной в скатерть еды (пирога). Находясь на периферии освоенного человеком пространства, Б. в силу своей маргинальности (входя туда, следовало снимать крест и пояс) служила местом как изоляции «нечистой» роженицы, так и общения с нечистой силой в новогодних гаданиях, когда девушки сеяли золу и насыпали ее отдельными кучками возле печи, чтобы затем по характеру следов на них узнать о суженом (стоя у чела печи, просить суженого погладить). Родильный обряд начинался пространств. перемещением роженицы в Б., где повитуха производила ее дородовые приготовления - «распаривала и размягчала кости», послеродовое купание новорожденного с заговором и «правку» родильницы. В нар. медицине Б. играла ведущую роль: парная Б. с березовым веником считалась лучшим способом лечения лихорадки, простуды, ломоты («Б. парит, Б. правит») и вспомогат. средством при мн. др. заболеваниях. По восточнослав. мифологии в Б. обитает разновидность домового духа - банник. Т.о., появилось представление о «поганой» (т.е. нечистой) Б., посетив к-рую запрещалось идти в церковь.