РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЗВОНАРЬ

ЗВОНАРЬ

ЗВОНАРЬ ЗВОНАРЬ - человек, производящий звон в колокола при богослужении. В рус. правосл. церкви должность 3. нередко совмещалась с обязанностями пономаря, а также церк. сторожа. Об этом свидетельствуют разл. церк. документы и произв. фольклора, напр. пословицы: «Не быв звонарем, не быв и пономарем», «Не все пономари, а редко кто не званивал!» Иногда 3. наз. звонцом (Новгородская летопись, 1572). Хотя музыка, исполнявшаяся 3., осталась почти незаписанной (см. ст. Звон колокольный), имена мн. из них сохранились в Писцовых и Переписных книгах 16- 17 вв., в церк. ведомостях 18 - нач. 20 в. О жизни и иск-ве 3. прошлого известно мало; в осн. это сведения не ранее 18 в. Так, до 1764 при колокольне «Иван Великий» в Моск. Кремле служило 48 звонарей, живших в звонарской слободе, т. н. Звонарях. Руководил ими звонарный староста. Сохранилось предание о том, что он также должен был докладывать царю 12 дек. о прибавлении дня, за что получал 24 руб. серебром, а 12 июня о прибавлении ночи и заключался в темную палату на Ивановской колокольне на 24 часа. О монастырских 3. 17 - 18 вв. известно, что они не всегда были монахами и нередко жили на посаде своим двором и служили при мон. за жалованье.

Школ 3., подобных западным, на Руси не известно. Обычно мастерство передавалось в рамках фольклорной традиции. Наиб. удобным временем для выявления способности к звону была неделя Пасхи, когда звонить в колокола мог каждый. В качестве одного из средств передачи ритма 3. нередко использовались т. н. звонарские приговорки, напр.: «К нам, к нам, сиротам, к нам, к нам, сиротам! Девки мимо, бабы к нам, девки мимо, бабы к нам!», «Все монахи воры, воры, а игумен плут, плут!», «С вениками в баню, с вениками в баню».

Т. к. в зависимости от размеров колоколов и их кол-ва исполнение на них м. б. ансамблевое и сольное, во втором случае наиб. ярко могут проявляться талант и особенности исполнительского стиля 3.

Среди знаменитых рус. 3. 19 - нач. 20 в.: А. В. Смагин (1843-96, Петербург), В. Г. Хмельницкий (? - 1912, Ростов Великий), П. Ф. Гедике (1879-?, Москва). Выдающимся 3. нач. 20 в. был К. К. Сараджев (1900-42, Москва), музыкант и иссл. колоколов, положивший начало концертному исполнению звонов вне богослужения. Высоким мастерством отличаются и мн. совр. 3., как церк., так и светские: В.И. Мошков (Москва, Новодевичий мон.), И.В. Коновалов (Москва, Свято-Данилов мон.), иеромонах о. Михей (Тимофеев) (Троице-Сергиева лавра), о. Алексей (Псково-Печерский мон.), И. В. Данилов и В. М. Петровский (Архангельск), В. В. Лоханский (СПб.).