РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Школ 3., подобных западным, на Руси не известно. Обычно мастерство передавалось в рамках фольклорной традиции. Наиб. удобным временем для выявления способности к звону была неделя Пасхи, когда звонить в колокола мог каждый. В качестве одного из средств передачи ритма 3. нередко использовались т. н. звонарские приговорки, напр.: «К нам, к нам, сиротам, к нам, к нам, сиротам! Девки мимо, бабы к нам, девки мимо, бабы к нам!», «Все монахи воры, воры, а игумен плут, плут!», «С вениками в баню, с вениками в баню».
Т. к. в зависимости от размеров колоколов и их кол-ва исполнение на них м. б. ансамблевое и сольное, во втором случае наиб. ярко могут проявляться талант и особенности исполнительского стиля 3.
Среди знаменитых рус. 3. 19 - нач. 20 в.: А. В. Смагин (1843-96, Петербург), В. Г. Хмельницкий (? - 1912, Ростов Великий), П. Ф. Гедике (1879-?, Москва). Выдающимся 3. нач. 20 в. был К. К. Сараджев (1900-42, Москва), музыкант и иссл. колоколов, положивший начало концертному исполнению звонов вне богослужения. Высоким мастерством отличаются и мн. совр. 3., как церк., так и светские: В.И. Мошков (Москва, Новодевичий мон.), И.В. Коновалов (Москва, Свято-Данилов мон.), иеромонах о. Михей (Тимофеев) (Троице-Сергиева лавра), о. Алексей (Псково-Печерский мон.), И. В. Данилов и В. М. Петровский (Архангельск), В. В. Лоханский (СПб.).