РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЗВОН КОЛОКОЛЬНЫЙ

ЗВОН КОЛОКОЛЬНЫЙ

ЗВОН КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН КОЛОКОЛЬНЫЙ муз. композиция из звуков колоколов, как правило, связанных с храмовым богослужением. В рус. правосл. традиции сложились 2 осн. типа З.К.: в колокола ударяют поочередно или одновременно. Церк. рук-ва (уставы, чиновники) различают благовест, перебор, или перезвон, и собственно звон. Благовест - равномерные удары, как правило, в один колокол. Он исполняется перед нач. службы, в нек-рых случаях и во время нее для оповещения о нач. богослужения или к.-л. очень важной ч. обряда. Перебор, или перезвон, - поочередные удары в неск. колоколов в определ. порядке. Он сопровождает нек-рые обряды; погребение, вынос плащаницы в Великую пятницу, вынос креста, освящение воды и др. Собственно звон - композиция, в к-рой звучат одновременно неск. колоколов; связан с торжеств. службами. Как правило, при этом используются все основные колокола набора, подразделяющиеся на большие, средние и малые; соотв. муз. фактура З.К. представляет собой полифонию трех звуковых пластов. В зависимости от вида службы собственно З.К. различаются по протяженности, характеру, структуре, муз. особенностям и использованию тех или иных колоколов (З.К. полиелейный, великопостный, будничный и т. д.). Наиб. развитая и торжеств. форма З.К. - трезвон, когда звонят во все колокола в 3 приема, с небольшими перерывами после каждой части.

Важной функцией всех видов З.К. является сигнальная. Среди обрядовых З.К. она наиб. отчетливо выражена в благовесте. Сигнальность несут в себе и осн. гражд. звоны: набат, или всполошный, З.К. для созыва на вече, метельный, часовой и др.

В рус. З.К. важнейшими выразит. средствами являются тембр, гармония и ритм. Обычно мелодия или отд. мотивы не вызванивались, что обусловлено, в частности, запретом инструмент. музыки в правосл. церкви. По своей сути З.К. - особая разновидность музыки бесписьменной традиции, характеризуемая всеми признаками, напр., исполнительства и тесно связанная с фольклором и нар. музыкой. С кон. 19 в. делались попытки зафиксировать З.К. при помощи нот (А.А. Израилев, 1884; С. Г. Рыбаков, 1896; С.В. Смоленский, 1907 и др.). Однако подобные записи не всегда можно считать удачными из-за сложной акустич. природы колоколов (большое кол-во обертонов и их негармоничность затрудняют адекватное восприятие звучания колоколов на слух).

Монумент. инструмент, на к-ром исполняются З.К., - любое подколо-кольное сооружение с набором колоколов. Различают 4 осн. типа таких инструментов: звонница, храм «под колоколы», колокольня и звонница палатного типа. Музыка З.К. находится в прямой зависимости от их конструкции, а также и от системы развески колоколов, традиц. приемов исполнения на них. В конечном итоге это определяет и стилевые особенности в отд. регионах (Северный, Псково-Новгородский, Центр. Россия и др.).

З.К. характеризовал звуковую среду рус. бытия. В крупных городах одновременно звучало значит. кол-во колоколов, складывавшихся в огромный оркестр. Известны попытки организовать это звучание во времени и в пространстве соотв. иерархии церкви и соборов (Новгород, Москва).

Рус. композиторы 19-20 вв. часто обращались к З.К., вводя церк. колокола в свои произв. наряду с др. инструментами либо имитируя их звучание при помощи оркестра, хора или на фп. (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, В.А. Гаврилин и др.).

Впервые рус. З.К. были записаны на пластинку в 1914 (Москва). В наст. время имеются звукозаписи ростовских колоколов, звонов Новодевичьего мон. в Москве, Троице-Сергиевой лавры, Псково-Печерского мон., северных звонов, звонов городов «Золотого кольца».