РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЗУБОВ Ал. Фед.

ЗУБОВ Ал. Фед.

ЗУБОВ Ал. Фед. ЗУБОВ Ал. Фед.

(1682-1751) - гравер, учился гравированию на меди

у голландца А. Схонебека в моск. Оружейной палате, где он работал до 1711,

когда был послан в С.-Петербург. Здесь он возглавлял гравировальную мастерскую

при типографии вплоть до ее закрытия в 1727, создав в этот период свои

лучшие листы, к-рые определили его значение в рус. иск-ве: «Свадьба Петра

I и Екатерины» (1712), «Вид Васильевского острова и триумфального ввода

шведских судов в Неву» (1714), «Панорама Санкт-Петербурга» (1716). На петерб.

гравюрах 3. неизменно изображал два любимых детища Петра I - флот и новый

город (на первом плане, занимая две трети площади листа, салютующие корабли,

окутанные клубами дыма, а на заднем - полоска берега с изображением гл.

построек Санкт-Петербурга того времени: Петропавловской крепости, Троицкой

церкви, дворца Меншикова). Хотя в композиц. схемах гравюр 3. заметно влияние

А. Схонебека и П. Пикарта, он сумел создать свой худож. яз. (крупные планы,

показ. кульминац. моменты действия, умелое использование градации цвета

и комп.). Гравюры 3. создавались по воображению (напр., сражения при Гангуте

и при Гренга-ме, заранее награвированная «Свадьба Петра I и Екатерины»,

изображения петерб. построек, к-рых еще не было в натуре). Обращения 3.

к портретной гравюре оказались менее удачными из-за слабости рис., виной

чему было отсутствие опыта живой натуры. 3. работал в технике офорта, на

заключит. этапе проходил по травленому изображению резцом. Иск-во 3. выросло

на пересечении рус. и голл. школ. С мастерской Оружейной палаты его связывает

умение работать по воображению, приверженность к композиц. канону. У голл.

учителей он научился технике гравирования офортов резцом и «черной» манерой.

В 1729 3. вернулся в Москву. Всего он исполнил более 100 эстампов, но работы

моск. периода лишены творч. своеобразия. Только в петерб. гравюрах 3. сумел

выразить дух героич. эпохи, этим войдя в историю рус. иск-ва.