РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
(1682-1751) - гравер, учился гравированию на меди
у голландца А. Схонебека в моск. Оружейной палате, где он работал до 1711,
когда был послан в С.-Петербург. Здесь он возглавлял гравировальную мастерскую
при типографии вплоть до ее закрытия в 1727, создав в этот период свои
лучшие листы, к-рые определили его значение в рус. иск-ве: «Свадьба Петра
I и Екатерины» (1712), «Вид Васильевского острова и триумфального ввода
шведских судов в Неву» (1714), «Панорама Санкт-Петербурга» (1716). На петерб.
гравюрах 3. неизменно изображал два любимых детища Петра I - флот и новый
город (на первом плане, занимая две трети площади листа, салютующие корабли,
окутанные клубами дыма, а на заднем - полоска берега с изображением гл.
построек Санкт-Петербурга того времени: Петропавловской крепости, Троицкой
церкви, дворца Меншикова). Хотя в композиц. схемах гравюр 3. заметно влияние
А. Схонебека и П. Пикарта, он сумел создать свой худож. яз. (крупные планы,
показ. кульминац. моменты действия, умелое использование градации цвета
и комп.). Гравюры 3. создавались по воображению (напр., сражения при Гангуте
и при Гренга-ме, заранее награвированная «Свадьба Петра I и Екатерины»,
изображения петерб. построек, к-рых еще не было в натуре). Обращения 3.
к портретной гравюре оказались менее удачными из-за слабости рис., виной
чему было отсутствие опыта живой натуры. 3. работал в технике офорта, на
заключит. этапе проходил по травленому изображению резцом. Иск-во 3. выросло
на пересечении рус. и голл. школ. С мастерской Оружейной палаты его связывает
умение работать по воображению, приверженность к композиц. канону. У голл.
учителей он научился технике гравирования офортов резцом и «черной» манерой.
В 1729 3. вернулся в Москву. Всего он исполнил более 100 эстампов, но работы
моск. периода лишены творч. своеобразия. Только в петерб. гравюрах 3. сумел
выразить дух героич. эпохи, этим войдя в историю рус. иск-ва.