ЗОРОАСТРИЗМ - религ. система, основанная в кон. 2 - нач. 1 тысячелетия
до н. э. в Вост. Иране пророком Заратуштрой. Характеризуется резко выраженным
дуализмом, представлением о сосуществовании и непримиримой борьбе двух
«изначальных духов» - «избравшего добро», благого, праведного Ахура-Мазды
(Ормузд) и «избравшего зло», лживого, губительного Ангра-Майнью (Ариман);
эта борьба, ареной к-рой служат мир и человеческие души, завершится в конце
времен победой светлого Ахура-Мазды и великим судом над людьми. Обретший
гос. поддержку уже в империи Ахеменидов (с сер. 6 в. до н. э.), 3. к эпохе
династии Сасанидов (2 - 7 вв. н. э.) превратился в нац. религию иранцев.
Нек-рые идеи 3., распространившегося далеко на Запад, участвовали в формировании
христ. идеологии. На Русь отд. образы иранской мифологии (Хорс, Симаргл),
связанные с 3., проникали, по-видимому, еще до принятия кн. Владимиром
христ-ва, из ираноязыч. Хорезма, вместе с иранским этническим элементом
(см.: В.Н. Топоров. Об иранском элементе в рус. дух. культуре / Слав. и
балканский фольклор. Реконструкция др. слав. дух. к-ры: источники и методы.
М., 1989. С. 26 - 38). Позднее сюжеты и представления, несущие отпечаток
3., вливаются в др.-рус. лит-ру через посредство христ. дуалистич. ересей:
павликианства и богомильства, к-рые испытали сильное воздействие 3. и родственного
ему манихейства (см., напр.: В.К. Шохин. Древняя Индия в культуре Руси
11 - сер. 15 в.). М., 1988. С. 156-157 и др.). В 10-30-х гг. 20 в. идеи
3., черпаемые теперь уже из востоковедч. и ист.-религ. иссл., вновь влияют
на рус. мысль (прежде всего на мировоззрение антропософских и анархо-мистич.
кружков, причем у последних дуализм благого и злого космич. начал дополнялся,
в духе времени и в духе нек-рых христ. дуалистич. ересей средневековья,
«социальным» дуализмом, т.е. противопоставлением народа как носителя блага
и добра гос-ву, воплощающему зло, и нар. религии - «апостольского христ-ва»
богомильского типа - офиц. «государственнической» церкви, служащей закабалению
масс; выразитель подобных идей А. А. Синягин). В этой среде проявлялся
значит. интерес и к подлинному др.-иранскому 3., а также к его отражению
в классич. персидской эпопее Фирдоуси «Шахнаме». Это направление рус. религ.
и историософской мысли было, как и мн. др., уничтожено репрессиями 30-х
гг.