РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЗОРОАСТРИЗМ

ЗОРОАСТРИЗМ

ЗОРОАСТРИЗМ ЗОРОАСТРИЗМ - религ. система, основанная в кон. 2 - нач. 1 тысячелетия до н. э. в Вост. Иране пророком Заратуштрой. Характеризуется резко выраженным дуализмом, представлением о сосуществовании и непримиримой борьбе двух «изначальных духов» - «избравшего добро», благого, праведного Ахура-Мазды (Ормузд) и «избравшего зло», лживого, губительного Ангра-Майнью (Ариман); эта борьба, ареной к-рой служат мир и человеческие души, завершится в конце времен победой светлого Ахура-Мазды и великим судом над людьми. Обретший гос. поддержку уже в империи Ахеменидов (с сер. 6 в. до н. э.), 3. к эпохе династии Сасанидов (2 - 7 вв. н. э.) превратился в нац. религию иранцев. Нек-рые идеи 3., распространившегося далеко на Запад, участвовали в формировании христ. идеологии. На Русь отд. образы иранской мифологии (Хорс, Симаргл), связанные с 3., проникали, по-видимому, еще до принятия кн. Владимиром христ-ва, из ираноязыч. Хорезма, вместе с иранским этническим элементом (см.: В.Н. Топоров. Об иранском элементе в рус. дух. культуре / Слав. и балканский фольклор. Реконструкция др. слав. дух. к-ры: источники и методы. М., 1989. С. 26 - 38). Позднее сюжеты и представления, несущие отпечаток 3., вливаются в др.-рус. лит-ру через посредство христ. дуалистич. ересей: павликианства и богомильства, к-рые испытали сильное воздействие 3. и родственного ему манихейства (см., напр.: В.К. Шохин. Древняя Индия в культуре Руси 11 - сер. 15 в.). М., 1988. С. 156-157 и др.). В 10-30-х гг. 20 в. идеи 3., черпаемые теперь уже из востоковедч. и ист.-религ. иссл., вновь влияют на рус. мысль (прежде всего на мировоззрение антропософских и анархо-мистич. кружков, причем у последних дуализм благого и злого космич. начал дополнялся, в духе времени и в духе нек-рых христ. дуалистич. ересей средневековья, «социальным» дуализмом, т.е. противопоставлением народа как носителя блага и добра гос-ву, воплощающему зло, и нар. религии - «апостольского христ-ва» богомильского типа - офиц. «государственнической» церкви, служащей закабалению масс; выразитель подобных идей А. А. Синягин). В этой среде проявлялся значит. интерес и к подлинному др.-иранскому 3., а также к его отражению в классич. персидской эпопее Фирдоуси «Шахнаме». Это направление рус. религ. и историософской мысли было, как и мн. др., уничтожено репрессиями 30-х гг.