РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЗИМНИЕ САДЫ

ЗИМНИЕ САДЫ

ЗИМНИЕ САДЫ ЗИМНИЕ САДЫ - интерьерная модель сада с присущими саду соответствующей эпохи садовыми затеями; тип интерьера, осн. убранство к-рого составляют растения, обычно помещенные в кадках. Обычно это пальмы и иные тропические растения, между ними, как в обычном саду, ставятся скульптуры. В З.С. также создаются декоративные миниатюрные сооружения, подобные садовым: миниатюрные нагромождения камней, напоминающие гроты; бассейны, подобные прудам; фонтаны и каскады. З.С. обставляются специальной мебелью того же типа, что и садовая. З.С. обычно имеют остекленные внешние стены и перекрытия. В отличие от оранжерей, З.С. не предназначены для выращивания плодов или коллекционирования растений. Функционально З.С. являются обычно жанром гостиных.

В связи с климатом З.С. особенно любимы в России. В эпоху барокко их еще не было, но в редких случаях в структуру дома-дворца вводилась оранжерея. При Зимнем дворце З.С. был уже при Екатерине П. С кон. 18 в. в интерьерах дворцов и богатых домов появляются живая зелень в жардиньерках или в кадках и «боскетные» комнаты - предшественницы З.С.

Самым знаменитым и самым большим З.С. в России был один из первых, устроенный арх. И.Е. Старовым в Таврическом дворце для кн. Г.А. Потемкина в 1780-х гг. Представление о его размерах дает находящийся на его месте с нач. 1906 зал заседаний Гос. Думы Российской империи. З.С. Таврического дворца вошел в русскую историю одним из самых феерических празднеств екатерининской эпохи, посвященным присоединению Крыма (для этого праздника Г. Р. Державин написал 4 оды, в том числе «Гром победы, раздавайся»). Торжество было разыграно 28 апр. 1791. В центре колоссального помещения сада стоял перекрытый куполом храм-ротонда из 8 беломраморных колонн (служивших при этом опорами перекрытия садового зала). Ступени в нем вели к жертвеннику, бывшему пьедесталом для мраморной статуи Екатерины II, работы Ф. И. Шубина, изображенной в мантии и с рогом изобилия. По сторонам ротонды перекрытие зала поддерживали по 3 колонны в виде пальм. В саду стояли «лавры, мирты и других благословенных климатов древа не только растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные». В глубине сада мерцала зеркальная пещера-ниша из 11 зеркал с бассейном и мраморной вазой. Под густыми ветвями в тихих водах плавали золотые и серебряные рыбы, в темной зелени пели соловьи. За ротондой на возвышении располагалась зеркальная пирамида, украшенная разноцветным хрусталем и лампадами, на дорожках и дерновых холмиках стояли постаменты с мраморными вазами и скульптурами. Небольшие лесочки были окружены решетками, увитыми розами и жасмином. В простенках меж огромных окон были иллюзорные росписи, и стоявшие среди зелени огромные зеркала повторяли сад и уводили взор в «ложные отдаления».

Начиная с эпохи романтизма, в гостиных во множестве ставились жардиньерки с зеленью. Настоящие З.С. получили развитие с сер. 19 в. благодаря усовершенствованию строительных технологий и систем отопления, они стали обязательны во дворцах, особняках, их устраивали в квартирах богатых людей, а также в фойе театров, в ресторанах и иных общественных зданиях культурного назначения. Расцвет З.С. продолжался всю 2-ю пол. 19 в. и захватил эпоху модерна. В этот период и обычные залы, и гостиные часто были обильно заставлены растениями в кадках, напоминая З.С.

После 1917 З.С. иногда устраивали в театральных фойе, во дворцах культуры и т. п. Принадлежа иск-вам интерьера и садовому одновременно, З.С. представляли собой специфический тип пространства, воплотивший страницу истории взаимоотношений Культуры и Природы. Реликтом З.С. были пальмы в кадках, стоявшие в ресторанах, а также в домашних квартирах вплоть до 1960-х гг.