РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Семиотич. ф-ции 3. обусловлены его свойством отражения. 3., во-первых, снимает границу реального пространства, создавая прорыв в ирреальное, во-вторых, удваивает отраженный предмет. 3. в первом отношении близко иллюзорной росписи, но возможность видеть в нем самого себя создает существ. дополнит. смыслы. 3. дает человеку внешнюю точку зрения на себя, и так как рама делает обрамленное знаком, то отражение в обрамленном зеркале - это изображение-знак. Поэтому 3. часто обретает символич. значения. Воплощаемое 3. соприкосновение с ирреальным, иным миром проявляется в обычае завешивать зеркала или переворачивать их к стене в доме умершего: в рус. нар. приметах душа может проникнуть в другую сторону 3. Создаваемый 3. образ человека объясняет страх разбитого 3.: разрушение изображения может быть перенесено на изображенного. Часто 3. - символ воображения или сознания, воплощенный в способности отражать внешнюю реальность видимого мира. В аллегорике 3. имеет несколько смысловых функций: с ручным 3. изображают Истину, но также - это воплощение страстей.
В России стеклянное 3. известно с 17 в., хотя и не получило в то время широкого распространения. Маленькие ручные 3. составляли предмет женского туалета. О настороженном отношении к новинке свидетельствует, в частности, тот факт, что церковь в 1666 запретила духовным лицам иметь 3. в домах. Начиная с царствования Петра I стенное 3. входит в обиход и при этом первоначально либо оформляется как картина (в доме адмирала Ф.М. Апраксина) , либо вешается выше человеческого роста, т.е. является эл-том отделки интерьера. Петр I завел и первую в России фабрику зеркал в Киеве.
В царствование Елизаветы Петровны, в соответствии со вкусами императрицы, 3. входят в моду, ими украшают не только стены жилищ, но даже спицы колес императорских карет. В интерьере Елизаветинского времени 3. были часто важнейшим структурообразующим эл-том отделки: обрамленные рокайльными рамами, они вделаны в стену над консолью, над камином, но особенно характерны зеркальные простенки, зеркальные двери, зеркала против окон, повторяющие их конфигурацию. С этого времени 3. становится постоянным атрибутом интерьера.
Еще в кон. 18 в. 3. продолжали использовать как основной элемент отделки интерьера для создания театрализации: таков Зеркальный Угловой зал Строгановского дворца (1793, арх. Ф. И. Демерцов), удвоенный благодаря 3. по одной из стен, или Березовый домик в Гатчине. Ссер. 19в. распространяются и повешенные на стены 3. в раме - элемент убранства. Спец. предметами мебели, обрамляющими 3. и вводящими их в интерьер, были псише - рамы, позволявшие видеть себя во весь рост и при этом менять наклон 3., трельяжи, дающие возможность видеть себя с разных сторон. В период историзма в архитектуре 3. в отделке интерьера применялись прежде всего в стилизациях барокко и рококо. К эффектам 3. иногда обращались мастера модерна. В дальнейшем практич. функция 3. стала преобладающей.