ЗЕНЬКОВСКИЙ Вас. Вас. (1881-1962) - богослов, философ, историк
философии. Род. в г. Проскурове на Украине. Окончил Киев. ун-т, где сначала
занимался электрохимией, но позже перешел на ист.-филол. ф-т. По окончании
ун-та остался в нем преподавателем философии (1915-19), одновременно преподавал
психологию на Высших женских курсах. В 1918 - мин. по делам религии в пр-ве
Скоропадского. С 1919 в эмиграции - сначала в Югославии, преподавал психологию
на филос. ф-те Белград. ун-та, был одним из рук. студенч. богослов. кружка,
из к-рого впоследствии вышло мн. иерархов заруб. Церкви и участников экуменич.
движения; позже перебрался в Чехословакию, где былдир. Пражского пед. ин-та.
С 1926 и почти до конца жизни 3. - проф. Богослов. ин-та в Париже и бессменный
пред. Рус. студенч. христ. движения. В 1941 более года провел в нем. концлагере.
В 1942 принял священство, был дух. наставником мн. рус. эмигрантов. Работы
по апологетике, философии, психологии, лит.-ведению и педагогике. Изучал
христ. антропологию, в к-рой прежде всего выделял принцип свободы, - считал
ее осуществляемой в положит. творчестве, если она сочетается с благодатной
помощью «свыше». Отвергая принцип «автономии» разума и исходя из христ.
учения о том, что истина открыта не индивидуальному, а церк. разуму, утверждал,
что метафизич. опору познания надо искать в церкви: «Мы приходим к христоцентрич.
пониманию знания, т. е. к признанию, что светоносная сила, созидающая разум
и регулирующая познават. процессы, исходит от Христа». Ряд кн. 3. посвятил
делу воспитания детей, юношества, молодежи: «Психология детства» (1923),
«На пороге зрелости» (1929), «Проблемывоспитания в свете христ. антропологии»
(1934).
Идея воссоединения церквей и культуры занимает центр. место в кн. 3.
«Рус. мыслители и Европа» (1926, 1955). Наиб. известный его труд - «История
рус. философии» (1948 - 50), перевед. вскоре на франц. и англ. яз. 3. считал,
что ключ к диалектике рус. филос. мысли «в проблеме секуляризма». 3. определил
в европ. философии три осн. темы - личность, свободу, социальное устройство,
уходящие корнями в христ. учение, но, как правило, рассматриваемые вне
его в соответствии с характерной для Зап. идеей полного размежевания разума
и веры. 3. считал, что именно в правосл. понимании природы и человека открывается
путь к преодолению этой раздвоенности. В последние годы жизни работал над
филос. трил. «Осн. христ. философии» (опубл. 2 тома - «О познании» и «Омире»).