РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Родоначальники семьи Сэр (Сир) Том Андерсон (ум. 1784) и Дюшеса (ум. 1782) были присланы в подарок Екатерине II англ. врачом бароном Димсдейлом, служившим в Пб. в 1768 - 69. Вскоре после возвращения в Англию он отправил царице собачек. Сэр Том Андерсон прожил 16 лет, оставив мн-во потомков. Екатерина отдавала «молодых людей» в семьи Волконских, Орловых, Нарышкиных, «двое отпрысков обосновались в Версале».
Екатерина очень любила своих собак и неоднократно писала о них в письмах к барону М. Гримму. В апреле 1775 она описала всю родословную семейства, сообщив, что Сэр Том «женился во второй раз на m-lle Мими». В письме 30 ноября 1778 впервые появляется «молодая, прекрасная 3.». По переписке с Гриммом можно проследить всю биографию семейства Андерсон.
За «маленькими живчиками» наблюдал особо назначенный паж, они спали в обитой розовым атласом корзинке-колыбели, стоявшей обычно в опочивальне Екатерины. В Царском Селе Екатерина каждое утро прогуливалась в сопровожд. всего семейства Андерсон, носившегося по лужайкам. Левретки для современников и потомков стали «постоянным атрибутом» имп. и были запечатлены в иск-ве. Левретка сопровождает Екатерину на находящемся в Рус. музее портрете кисти В.Л. Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царском Селе», написанном в 1794, много лет спустя после смерти 3. и др. изв. Андерсенов; традиционно считается, что на нем изображена 3. Известны табакерка, где портрет одной из левреток окружен «нарядной сеткой драгоценных каменьев», мраморная скульптура Mimi (скульптор Эстеррейх). «Белая собачка английской породы» присутствует в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина:
«Не бойтесь, она не укусит». Действие происходит в 1774, но в описании Екатерины есть отзвуки ее облика на портрете Боровиковского, а собачка явл. все тем же постоянным атрибутом.
Собака - аллегорич. образ Верности. 3. была живым воплощением этой аллегории. И по смерти, изваянная из фарфора в нат. величину (по преданию - на Имп. Фарф. з-де по модели скульптора Ж.-Д. Рашетта), 3. расположилась на фарф. подушечке на приступке турецкого дивана в Парадной опочивальне имп. в Б. Петергофском дворце. Эта скульптура была сделана в нескольких экземплярах или повторялась (есть, напр., в Музее старой Москвы); есть также ее копии из чугуна.
«Любимые собачки Великой Царицы» погребены при Пирамиде в Екатерининском парке. Здесь обрели покой Сэр Том Андерсон, Дюшеса и 3. На этом месте стояла беседка-ротонда, «но 1781 года поведено построить, вместо прежней, пирамидальную и обложить ее снаружи гранитом». Пирамида была построена Ч. Камероном в 1782-83.
Царскосельская Пирамида - миниатюрное повторение рим. усыпальницы - пирамиды Цестия, или знаменитых египетских гробниц. Екатерина готовила левреткам гробницу при их жизни - как египтяне своим фараонам! В бумагах имп. есть эпитафия Сэра Тома, написанная при его жизни в кон. 1777 или нач. 1778; шутя, Екатерина сообщает Гримму (февраль 1778): «Я начала писать свою эпитафию, и я скалькирую ее с эпитафии сэра Тома Андерсона». В 1781 Димсдейл с женой посетили Пирамиду. Баронесса записала: «Императрица сказала барону, что Том <...> и его супруга <...> оставили потомство более многочисленное, чем авраамово, но сейчас они состарились». Находящиеся позади Пирамиды три доски из белого мрамора «выхваляют» их «верность, ласки и услужливость» (доски не сохр.) Эпитафия Дюшесы сообщала, что она ум. в 1782, «оставив 115 потомков». В письме к Гримму от 18 июля 1785 Екатерина сообщает о смерти своей любимицы 3.: «Между всеми этими делами умерла Земира, правнучка сэра Тома...»
На надгробной плите 3. была стихотворная эпитафия на франц. языке, сочиненная графом Л.-Ф. де Сеюром (франц. посол в 1785 - 89), к-рая неоднокр. публиковалась, и, вероятно, поэтому 3. стала самой знаменитой из своего семейства, и обычно портреты левреток Екатерины называют портретами 3.
Пирамида в Екатерининском парке, стоящая в одном ряду с памятниками военной славы, определила новый тип ист. эмоций: великие ист. события в памяти равны личным привязанностям. Так гробница 3. незаметно формировала свободную личность, и, через творчество поэтов, созданных Царским Селом, -стала одним из источников совр. культуры.
Лит.: Яковкин И. И. Описание Села Царского. СПб., 1830; Записки барона Димсдейла о пребывании его в России // Сб. Русского истор. общества. Т. 2. СПб., 1868; Письма Екатерины II барону Гримму // Сб. Русского истор. общества. Т. 23. СПб., 1878; Собачка царицы [статья подписана «С.»] //Старые годы. 1916. № 3; Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1992.