РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей (Тадеуш-Стефан) Францевич

ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей (Тадеуш-Стефан) Францевич

ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей (Тадеуш-Стефан) Францевич ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей (Тадеуш-Стефан) Францевич (1859 1944) - филолог-классик, поэт-переводчик. Род. в дер. Скрипчинцы Каневского у. Киевской губ. Окончив нем. г-зию св. Анныв СПб. (1876), изучал др. историю и классич. филологию в Лейпцигском ун-те у О. Риббека; в 1880 защитил там же докт. дисс. «Последние годы 2-й Пунической войны». С 1887 - экстраординарный, с 1890 - ординарный проф. Петерб. ун-та. Обладая несомненным пед. и артистич. дарованием, 3. был исключительно популярным лектором и рук. семинаров. Преподавание совмещал с исследовательской работой в обл. филологии и истории, а также с популяризацией науки и переводом антич. авторов. Широкой известностью пользовалась его серия кн. и ст., объединенных в четырехтомное изд. «Из жизни идей» (1903 - 22). До сих пор остаются непревзойденными его пер. трагедий Софокла (Софокл. Драмы. Т. 1-3. М., 1914-15). Известен также как переводчик Овидия (Овидий. Баллады-послания. Пер. совступ. ст. и комментарием Ф. Ф. Зелинского. М., 1913) и Цицерона.

3. - один из наиб. значит. иссл. дух. культуры антич. мира (прежде всего религии, мифологии и лит-ры) и ее влияния на культуру Европы. Антич. культура и религия были для 3. теснейшим образам связаны с хриством, к-рое он трактовал в качестве культ. посредника. В своем мировоззрении 3. совмещал либеральное западничество со своеобразным слав. мессианизмом, к-рый существенно отличался от славянофильского тем, что в грядущем «слав. Возрождении» 3. отводил значит. роль Польше и польской культуре. В 1922 не вернулся из командировки в Польшу, стал проф. Варшавского ун-та, основал там школу классич. филологии, перевел на польский нек-рые свои старые работы, написал ряд новых (напр.: «О реконструкции трагедии в греч. лит-ре», 1927). В 1939 ун-т был закрыт нем. оккупационными властями; 3. продолжал жить в одном из его разбомбленных, полуразрушенных зданий, пока не был вывезен сыном Феликсом - ботаником, работавшим в Германии. Проведя последние годы в уединенном труде над шеститомником «Религия антич. мира», 3. скончался в Унтершендорфе, Бавария. Соч.: Из жизни идей: Науч.-популяр. ст. СПб., 1903; Древний мир и мы. СПб., 1905; Соперники христ-ва: Ст. по истории антич. религий. СПб., 1907; Древнегреч. религия. Пг., 1919 - 20; Возрожденцы: В 2 вып. Пг., 1922; Религия эллинизма. Пг., 1922; Мифы трагич. Эллады. Минск, 1922; Сказочная древность Эллады. М., 1993.

Лит.: Meander. 1959. № 8/9 (ж. посвящен 100-летию со дня рождения 3., содержит полный список его работ); Лосев А. Ф. Из бесед и воспоминаний //Студенч. меридиан. 1989. № 8; Аверинцев С. С. Зелинский Фаддей Францевич // Рус. писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., 1992. Т. 2; Золотарь В. С. От составителя // Мифы трагич. Эллады. Минск, 1992; Анциферов Н. П. Из дум о былом: Воспоминания. М., 1992. С. 157 - 161; Гусейнов Г. «И ты стоскуешься по белым храмам и душистым розам...»: О жизни и кн. Фаддея Францевича Зелинского // Сказочная древность Эллады. М., 1993. С. 3 - 12.