РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЗАВАДСКИЙ Юрий Ал-др.

ЗАВАДСКИЙ Юрий Ал-др.

ЗАВАДСКИЙ Юрий Ал-др. ЗАВАДСКИЙ Юрий Ал-др. (1894 1977) - реж., актер. В 1913 окончил 9-ю Моск. г-зию им. Медведниковых и поступил на юридич. ф-т Моск. ун-та. Однако увлечение театром привело его в 1915 в Мансуровскую студию Е.Б. Вахтангова. В 1919 3. поставил первый самостоят. спектакль «Обручение во сне». К этому времени относится знакомство 3. с М.И. Цветаевой, к-рая посвятила ему несколько стихотворений (напр., «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны...»), драматич. произведений. 3. - один из персонажей «Повести о Сонечке» Цветаевой.

В 1920 3. перешел в Третью студию МХАТа. В 1921, совместно с Е. Б. Вахтанговым, поставил вторую редакцию спектакля «Чудо святого Антония» и сыграл в нем гл. роль. После смерти Е.Б. Вахтангова 3. нек-рое время возглавлял Третью студию. В 1924 3. стал актером МХАТа. Среди его актерских работ - Чацкий («Горе от ума»), Граф Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Князь Трубецкой («Николай I и декабристы»). Одноврем. создал собств. студию (с 1927 - Т-р-студия под руководством 3.). В 1931 Т-р-студия 3. получил помещение на Сретенке. Ядро коллектива составили ученики 3. В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт, к-рые работали вместе со своим учителем на протяжении всей жизни. В Т-ре-студии 3. поставил спектакли «Мое» («Вольпоне») Б. Джонсона, «Ученик дьявола» Б. Шоу, «Волки и овцы» А. Н. Островского и др. В 1932 - 353., одновременно с работой во МХАТе и Т-ре на Сретенке, был худ. руководителем Центр. т-ра Красной Армии, где поставил спектакли «Мстислав Удалой» и «Гибель эскадры». В 1936 3. с учениками уехал в Ростов-на-Дону и стал худ. руководителем Драматич. т-ра им. М. Горького. Первой его постановкой была «ЛюбовьЯровая» с В. П. Марецкой в гл. роли. Затем последовали «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Враги» и «Мещане» М. Горького, «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева, «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина и др.

В 1940 З., В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт вернулись в Москву. 3. поставил спектакль «Трактирщица» на сцене Т-ра им. Моссовета. В 1940 он стал гл. режиссером, а в 1941 - 77 был худ. руководителем т-ра. В 1941 3. поставил спектакль «Машенька», где в роли профессора Окаемова занял своего предшественника по должности Е. О. Любимова-Ланского.

В 1943 вышел спектакль «Нашествие» по пьесе Л. М. Леонова. Вслед за ним 3. поставил еще несколько спектаклей на военную тему. Одной из лучших работ 3. стал «Отелло» (1944) с Н. Д. Мордвиновым в гл. роли. В 1945 3. поставил «Чайку» А. П. Чехова. В послевоенные годы 3. создал несколько спектаклей, ставших классикой русского т-ра: «Маскарад» (1952, 1963),» Виндзорские насмешницы» (1957), «Шторм» (1967). В то же время он сделал много работ, отвечавших сиюминутной конъюнктуре («Дали неоглядные», «Совесть») и др. В 70-е гг. 3. выступил с инициативой превратить Т-р им. Моссовета в «образцовый т-р образцового коммунистич. города» .

3. занимался театральной педагогикой. В 1954 - 58 он был худ. руководителем ГИТИСа.

В поздние годы творчества 3. проявлял интерес к произведениям Ф.М. Достоевского и в 1969 поставил спектакль «Петербургские сновидения» по роману «Преступление и наказание» с Г.Л. Бортниковым в роли Раскольникова.

Последняя работа 3. - спектакль «Последняя жертва» (1973).