РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЗАБОЛОЦКИЙ Ник. Ал.

ЗАБОЛОЦКИЙ Ник. Ал.

ЗАБОЛОЦКИЙ Ник. Ал. ЗАБОЛОЦКИЙ Ник. Ал. (1903-58) поэт. Родился в семье агронома (мать - школьная учительница) вВятской губ. Веер. 20-хгг. 3., переехав в Ленинград и начав писать стихи, сближается с группой молодых ленингр. поэтов, к-рые называют себя «чинарями» (А. Введенский, Д. Хармс, Н. Олейников и др.) и в 1927 принимает участие в создании группы ОБЕРИУ («Объединение реального иск-ва»). В декларации этой группы 3. писал об интенсивном использовании приема «остранения», на к-ром в основном строится поэтика первой книги 3. («Столбцы»). Основным средством поэтич. языка, выполняющим в книге задачу «остранения», оказывается сравнение. При этом сравниваются заведомо разнородные объекты и явления, что заставляет по-новому воспринять описываемую поэтом ситуацию («пули бегают как дети»). Гл. темой 3. является понятие «мира». Но если в начале творч. пути это огранич. и замкнутый мир нэпманского города, то в более поздние периоды - это загадочный, но в то же время подчиняющийся собств. законам мир природы.

На формирование мировоззрения 3. большое влияние оказали философия Г. Сковороды (особ. его пантеизм) И идеи К. Циолковского, с к-рым поэт нек-рое время состоял в переписке. В 30-е гг. все участники ОБЕРИУ подверглись репрессиям. В 1938 3. был арестован и приговорен к пяти годам лагерей и двум годам ссылки. В ссылке 3. заканчивает начатый ранее стихотворный перевод «Слова о полку Игореве», к-рый был опубликован в 1946 после возвращения поэта в Москву. С 1939 и до своего возвращения 3. не написал ни одного стихотворения. О том, что ему пришлось перенести, 3. подробно написал впоследствии в очерке «История моего заключения». Когда он вновь начинает писать стихи, его поэтическая дикция изменяется, стиль упрощается, но приобретает ясность и отчетливость. Тексты 3. кон. 30 -50-х гг. производят впечатление сочетанием монументальности описания и точности проработки деталей, эпически отстраненной позиции автора и тонкого лиризма («Север», «В этой роще березовой...», цикл «Последняя любовь» и др.).

Лит.: Воспоминания о Заболоцком. М., 1977; Т у р к о в А. М. Николай Заболоцкий. М., 1981; Ростовцева И. И. Николай Заболоцкий: Опыт художественного познания. М., 1984; М а к е д о н о в А. В. Николай Заболоцкий: Жизнь, творчество, метаморфозы. Л., 1987; Лощилов И. Феномен Николая Заболоцкого. Хельсинки, 1997.