РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЮРСКИЙ Сер. Юр.

ЮРСКИЙ Сер. Юр.

ЮРСКИЙ Сер. Юр. ЮРСКИЙ Сер. Юр. (род. 1935) -актер и реж. В 1959 окончил Ленингр. гос. ин-т т-ра, музыки и кинематографии (кл. Л.Ф. Макарьева). В 1957 студентом дебютировал на сцене БДТ в роли Олега («В поисках радости» В. Розова). В спектаклях 1960-х гг.: «Океан» А. Штейна (Часовников, 1961), «Три сестры» А. Чехова (Тузенбах, 1965), «Лиса и виноград» О. Фигейреду (Эзоп, 1967) и особенно «Горе от ума» А. Грибоедова (Чацкий, 1962) - Ю. выступал как один из гл. предст. нового «исповедельного» стиля игры, в к-ром пафос открытого обращения к залу сочетался с интеллектуальностью, тонким анализом противоречий внутр. мира человека. В то же время Ю. начинает поиски заострения пластич. рисунка роли, использует приемы пантомимы в роли Адама («Божеств. комедия» И. Шока, 1962), карикатурный гротеск в роли Дживолы («Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, 1963). Гротескное заострение помогает артисту найти зерно характера персонажей-стариков как комедийных, так и драматических. В ролях Илико (в инсцен. ром. Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», 1964), Генриха IV («Генрих IV» У. Шекспира, 1969) и др. привлекают духовность, умудренность, окраш. внеш. чудаковатостью. В 1973 состоялся реж. дебют Юрского - «Мольер» М. Булгакова. За ним последовали и др. реж. опыты: «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой в БДТ (1976); «Тема с вариациями» С. Алешина (1979), «Правда - хорошо, а счастье лучше» А. Островского (1980), «Орнифль, или Сквозной ветерок» Ж. Ануя (1987) в Т-ре им. Моссовета, куда Ю. перешел из БДТ в 1979. В Японии, в т-ре «Хайюдза» (Токио) ставит новую версию «Темы с вариациями» (1986).

ЮРСКИЙ Сер. Юр.

С.Ю. Юрский с женой Н. Теняковой и дочерью

Артист много работает на концертной эстраде. Здесь им исполнена роль Бонапарта в пьесе Б. Шоу «Избранник судьбы» (1970), подготовлено неск. лит. программ по произв. А. Пушкина, Булгакова, Б. Пастернака, М. Зощенко, В. Шукшина, М. Жванецкого и др. Ю. снимался на телевидении в спектаклях: «Кюхля» (1964), «Смуглая леди сонетов» (Шекспир, 1966), т/ф: «Маленькие трагедии» (Импровизатор, 1980), «Тайна Эдвина Друда» (Ведущий и мистер Дэчери, 1980). Участвует он и в радиоспектаклях: «Выстрел» (Сильвио, 1986), «Ромео и Джульетта» (Лоренцо, 1986). С 1960 работает в кинематографе, где им созданы образы, дополняющие образы театральные. Начал он с эксцентрич. роли Чудака («Человек ниоткуда», 1961), снимался в кинокомедиях «Крепостная актриса» (1963), «Золотой теленок» (1968), «Король-олень» (1970), «Любовь и голуби» (1984), в фильмах романтич., с авантюрным сюжетом («Время, вперед!», 1966; «Республика ШКИД», 1966; «Место встречи изменить нельзя», 1979). В 1990 Ю. снимает свой первый самост. фильм по собств., совм. с А. Гребневым написанному сценарию («Чернов»).

Др. роли: Винченцо («Никто» Э. де Филиппе, 1959), Франк («Цена» А. Миллера, 1968), Осип («Ревизор» Н. Гоголя, 1972), Мольер («Мольер» Булгакова, 1973), Фарятьев («Фантазии Фарятьева» Соколовой, 1976), Игорь Михайлович и Дмитрий Николаевич («Тема с вариациями» Алешина, 1979 и 1984), Тесман («Гедда Габлер» Ибсена, 1983), Орнифль («Орнифль, или Сквозной ветерок» Ануя, 1987), Посетитель («Последний посетитель» В. Дозорцева, 1988).

Лит.: Марченко Т. Сергей Юрский //Нева. 1966. № 8. С. 198-203; Беньяш Р. Без грима ивгриме. Л., 1971. С. 286-327; Калмановский Е. Знаете ли вы Юрского?//Аврора. 1972. № 11. С. 52-56; Крымова Н. Судьба одного актера //Театральная жизнь. 1985. № 19. С. 18-19; Максимова А. Боль смешной не бывает // Литературное обозрение. 1987. № 8. С. 83-88.