РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЮРОДИВЫЕ (Христа ради юродивые)

ЮРОДИВЫЕ (Христа ради юродивые)

ЮРОДИВЫЕ (Христа ради юродивые) ЮРОДИВЫЕ (Христа ради юродивые) - особый тип святых, христ. подвижники (чаще на В.), принявшие на себя один из самых тяж. подвигов - юродство, т. е. внешнее, кажущееся безумие. Слово Ю. происходит от др.-рус. «оуродъ», «юродъ». Ю. отказывались не только от всех благ и удобств земной жизни, но и от общепринятых норм поведения. Мн. обладали даром прозорливости, но из глубокого смирения использовали намеки, иносказания, бессвязную форму рассказа. Осн. мотивы юродства: попрание тщеславия, к-рое возможно в аскетич. подвиге, стремление подтвердить противоречие между истиной во Христе и здравым смыслом (см. 1 Кор. 3,18), проповедь Христа силой духа, облеченной во внешне убогую форму. Один из самых известных Ю. - св. Андрей Константинопольский (10 в.), чье видение - ист. основа праздника Покрова Божией Матери. На Руси расцвет юродства ради Христа - 16 в. (в 14 в. - 4 почитаемых рус. Ю., в 15 в. - 11, в 16 в. - 14, в 17 в. - 7). Первый Ю. на Руси - киево-печерский инок Исаакий (11 в.), но первый Ю. в полном смысле слова - Прокопий Устюжский (ок. 1302). В Новгороде прославились своими подвигами: Николай Кочанов, Федор, преп. Михаил Клопский, Иаков Боровичский; в Москве - Максим, Василий Блаженный, к-рый в разгар опричнины не боялся обличать Ивана Грозного; в Пскове - Николай Салос; в Ростове - Исидор. В 16 в. обличение царей и бояр - неотъемлемое право юродства. По свидетельству иностранцев, в Москве было много Ю. Из них лишь нек-рые причислены к лику святых. Из поздних Ю. наиб. почитаема бл. Ксения Петербургская (в 1988 причислена к лику святых). Юродство на Руси большей частью не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с суровой аскезой.

Лит.: Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.