ЮРОДИВЫЕ (Христа ради юродивые) - особый тип святых, христ. подвижники
(чаще на В.), принявшие на себя один из самых тяж. подвигов - юродство,
т. е. внешнее, кажущееся безумие. Слово Ю. происходит от др.-рус. «оуродъ»,
«юродъ». Ю. отказывались не только от всех благ и удобств земной жизни,
но и от общепринятых норм поведения. Мн. обладали даром прозорливости,
но из глубокого смирения использовали намеки, иносказания, бессвязную форму
рассказа. Осн. мотивы юродства: попрание тщеславия, к-рое возможно в аскетич.
подвиге, стремление подтвердить противоречие между истиной во Христе и
здравым смыслом (см. 1 Кор. 3,18), проповедь Христа силой духа, облеченной
во внешне убогую форму. Один из самых известных Ю. - св. Андрей Константинопольский
(10 в.), чье видение - ист. основа праздника Покрова Божией Матери. На
Руси расцвет юродства ради Христа - 16 в. (в 14 в. - 4 почитаемых рус.
Ю., в 15 в. - 11, в 16 в. - 14, в 17 в. - 7). Первый Ю. на Руси - киево-печерский
инок Исаакий (11 в.), но первый Ю. в полном смысле слова - Прокопий Устюжский
(ок. 1302). В Новгороде прославились своими подвигами: Николай Кочанов,
Федор, преп. Михаил Клопский, Иаков Боровичский; в Москве - Максим, Василий
Блаженный, к-рый в разгар опричнины не боялся обличать Ивана Грозного;
в Пскове - Николай Салос; в Ростове - Исидор. В 16 в. обличение царей и
бояр - неотъемлемое право юродства. По свидетельству иностранцев, в Москве
было много Ю. Из них лишь нек-рые причислены к лику святых. Из поздних
Ю. наиб. почитаема бл. Ксения Петербургская (в 1988 причислена к лику святых).
Юродство на Руси большей частью не подвиг смирения, а форма пророческого
служения, соединенного с суровой аскезой.
Лит.: Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н.В. Смех в Древней
Руси. Л., 1984.