ЮОН Конст. Фед. (1875-1958) -живописец, худож. т-ра. В 1894 Ю.
поступил в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, в 1898 - 99 продолжил
обучение в мастерской В. Серова. С нач. 1900-х гг. Ю. входил в «Союз русских
художников» и «Общество свободной эстетики» при Лит.-худож. кружке, объединившем
литераторов, актеров, художников вокруг ред. ж. «Весы» во главе с В. Брюсовым,
сблизился с «мирискусниками». Увлечение приметами рус. старины и особого
поэтич. быта в нац.-романтич. трактовке сохранится на протяжении всей долгой
творч. жизни Ю. В 1906 на выставке рус. иск-ва в Париже и Берлине, организов.
С. Дягилевым, 7 художников, включая Ю., получили право экспонировать свои
работы на Осеннем париж. салоне без предварит. отбора. В 1908 состоялся
театр. дебют Ю. - совм. с А. Бенуа, И. Билибиным и Е. Лансере он исполнил
декорации по эскизам А. Головина к оп. «Борис Годунов» М. Мусоргского,
открывшей дягилевские «Русские сезоны». К этой оп. он вернулся еще раз,
уже в самостоят. работе над оформлением спектакля Т-ра Елисейских полей
(1913 - 14, Париж). До 1917 продолжалась пед. деят-ность Ю. в созданной
им, совм. с И. Дудиным, худож. школе; среди его учеников - В. Мухина, А.
Куприн, С. Судейкин, В. Фаворский, Г. Якулов, Р. Фальк, 6р. Бурлюки. После
рев-ции Ю. мн. работает как худож.-пейзажист, создает новые тематически
разнообразные циклы (праздничный - «Мысли и чувства в красках», 1920, фантастический
- «Новая планета, 1921, сер. «Портреты современников»), возвращается к
пед. деят-ности (в 1939 - 40 - проф. АХ, пишет критич. статьи, в 1937 выходит
первое изд. его капитального труда «О живописи». Многолетнее творч. содружество
связывало Ю. с моск. Малым т-ром («Старик» М. Горького, 1918-19; «Ревизор»
Н. Гоголя, 1920-21; «Собака садовника» Ф. Лопе де Вега, 1924 - 25; «Отелло»
У. Шекспира, 1925; «Аракчеевщина» И. Платона, 1938; «Сердце не камень»,
«Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые»,
«Волки и овцы» А. Островского). В 1920 К. Станиславский пригласил худож.
к совм. работе над пост. «Ревизора» Н. Гоголя. Позднее в МХАТе в декорациях
Ю. шел «Егор Булычев» М. Горького (1933). В др. т-рах Ю. оформил спектакли
«Хованщина» Мусоргского (1940, Большой т-р, Москва), «Ревизор» Н. Гоголя
(1941, Казань), «Иван Сусанин» М. Глинки (1944, Новосибирский т-р оп. и
бал.), «Горя бояться - счастья не видать» Островского и «Фома Гордеев»
по ром. Горького в Т-ре им. Е. Вахтангова (1953 -54, 1955, Москва) и др.
Ю. разработал эскизы росписи интерьеров Детского т-ра при «Уголке Дурова»,
Госцирка, занавеса Большого т-ра.