РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЮМОР

ЮМОР

ЮМОР ЮМОР - 1) Жанр коммуникативного (вербального или невербального) поведения у человека, направленный на возбуждение смеха у адресата. 2) Текст, вербальный или невербальный, принадлежащий данному жанру. 3) Сфера культуры, к-рой принадлежат тексты данного жанра и приемы их порождения. В основе порождения и восприятия Ю. лежит остроумие («чувство Ю.»), т. е. способность осознания нек-рой ситуации, в т. ч. ее вербальных компонентов, как смешной. Увиденная так ситуация - плод творч. акта остроумца; она нарочито и наивно противоречит определенным нормам, диктуемым контекстом. Наивность нарушения скрыта от «механически» действующего протагониста ситуации, но очевидна эмоционально дистанцированным от ситуации остроумцу и его адресату. Остроумие и производное от него острословие представляют собой завуалированную провокацию адресата, приглашение разделить удовольствие от игры с реальностью (а она организуется творческим актом видения смешного), со словом или иным выразительным средством (к-рое выступает в поэтич. функции) и с бессознательным (последнее особенно актуально, когда объектом шутки, ее протагонистом оказывается сам адресат; см. о связи остроумия с бессознательным у З. Фрейда в его работе «Остроумие и его отношение к бессознательному»). Остроумие может проявляться по случаю, окказионально, а может фиксироваться в фольклорных и лит. текстах. По-видимому, возможно вычленить набор приемов остроумия (сюжетных ходов, фигур мысли и фигур речи) разной степени универсальности.

Ю. является наиб. концентрированным и полным выражением остроумия; отдельные стороны остроумия проявляются в родственных Ю. явлениях иронии и сарказма. В рамках эстетики содержательный аспект Ю. представлен категорией комического. Показательна история слова «Ю.», производного от лат. слова со значением «влажность» (umor); ряд зап.-европ. языков восприняли этот термин вместе с представлением о соках человеческого организма, определяющих темперамент, после чего развилось значение «настроение», последовательно суженное затем до «хорошее настроение» и до известного нам значения Ю. как причины хорошего настроения (ср., впрочем, рус. производные от того же корня «умора» и «уморительный», в нар. этимологии ассоциирующиеся с «уморить» в значении «умертвить»). Позитивный эмоциональный заряд Ю. обусловлен, во-первых, принципиально ненаивной (по ср. с наивным протагонистом) т. зр. смеющегося и, во-вторых, его эмоциональным дистанцированием от ситуации.

Вопрос об универсальном и культурно-специфичном в Ю. и о месте Ю. в разных культурах изучен недостаточно. Имеются указания на то, что в отдельные моменты роль сферы Ю. в культуре становится заметнее (ср., напр., наблюдения П. Вайля и А. Гениса над Ю. в жизни советского человека в 1960-е гг.).