ЯЗЫКОВ Ник. Мих. (1803-46/47) -поэт. Из старин. дворян. рода.
В 1814 - 19 учился в Петерб. Горном кадетском корпусе, в 1819 -20 - в Ин-те
корпуса инж. путей сообщения, в 1822 - 29 жил в Дерпте, где в 1823 - 27
учился на этико-полит. отд. филос. ф-та ун-та. В 1831-33 - чиновник Межевой
канцелярии в Москве (служба носила номинальный характер). В 1838 -43 на
излечении за границей. Лит. дебют Я. состоялся в 1819 на страницах «Соревнователя
просвещения и благотворения». В своих юношеских произв. он наиболее близок
традициям рус. «легкой поэзии». В дерптские годы выдвигается в число ведущих
лириков эпохи. Стержневой для творчества Я. той поры образ поэта-студента
воплощает в себе романтич. жажду раскрепощения личности, силу и полноту
переживания жизни. Его студенч. песни и дружеские послания, любовную, национально-ист.
(«Песнь барда во время владычества татар в России», 1823; «Евпатий», 1824;
«Новгородская песнь. 1-я. 1170», 1825 и др.), политич. («Н.Д. Киселеву»
- «В стране, где я забыл мирские наслажденья...», 1823; «Элегия» - «Еще
молчит гроза народа...», 1824 и др.) лирику связывает общий пафос вольнолюбия,
единое «стремление к душевному простору» (И.В. Киреевский). Оппозиц. характер
творчества Я. делает его в 1820-е гг. лит. союзником декабристов. Он сотрудничает
в «Полярной звезде», в 1824 по рекомендации К.Ф. Рылеева принят в Вольное
об-во любителей рос. словесности. Важное значение для определения лит.
позиции Я. имеет и его сближение в сер. 1820-х гг. с А.С. Пушкиным, а в
конце десятилетия - с кругом «Моск. вестника». Покинув Дерпт, Я. задумывает
переменить и направление своего творчества: от преобладавшей прежде «лирики
чувств» он пытается перейти к программной, философски и социально значимой
поэзии («Ау!», 1831; «Поэту», 1831; псалмодическая лирика и т. п.). Этот
внутренний рубеж отмечает появившийся в 1833 сб. «Стихотворения». Однако
планы Я. начала 1830-х гг. не осуществились: после выхода книги он переживает
кризис, в дальнейшем его творчество приобретает иной характер, отражает
общелит. эволюцию. Ряд стихотв. кон. 1830-х - нач. 1840-х гг., «Сказка
о пастухе и диком вепре» (1835), драматич. сказка «Жар-Птица» (1836 - 38),
стихотв. повесть «Сержант Сурмин» (1839), сцены «Встреча Нового года» (1840)
и «Странный случай» (1841) свидетельствуют об усиливающемся внимании поэта
к повседневности, об объективизации его манеры. Особый этап деят-ности
Я. представляют собой последние, моск. годы его жизни (1843 - 46). В известной
мере под влиянием Н.В. Гоголя, с к-рым он сблизился за границей, Я. возвращается
к мысли о высокой обществ. миссии художника («Землетрясенье», 1844). Центральной
в его творчестве в это время становится нац. тема («Стихи на объявление
памятника историографу Н.М. Карамзину», 1845; «Самсон», 1846 и др.). Активно
поддерживая славянофилов, Я. выступает с крайне резкими антизападнич. посланиями
(«К ненашим», 1844; «К Чаадаеву», 1844 и т. д.), послужившими поляризации
обществ. сил и вместе с тем нанесшими ущерб репутации самого автора. Наиб.
привлекательной для современников стороной творчества Я. всегда оставалось
мастерское владение поэтич. словом - ритмическое и интонационное разнообразие
стихотворений, их экспрессивность, смелые лексич. эксперименты. Многие
из произв. Я. положены на музыку («Песня» - «Из страны, страны далекой...»,
1827; «Пловец» - «Нелюдимо наше море», 1829 и др.). Я. оставил о себе память
и как один из инициаторов науч. собирания рус. фольклора, соратник П.В.
Киреевского.