РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович

ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович

ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович (1877-1942) - музыковед, пианист, педагог, композитор, муз.-обществ. деятель. Окончил Моск. конс. (1903) - по кл. композиции С.И. Танеева, по кл. фп. Н.Е. Шишкина. Участвовал в работе Муз.-этнографич. комиссии при Моск. ун-те (с 1903), в создании Народной конс. (1906; до 1916 вел муз.-теоретические предметы, хор и фп.), в организации «Муз. выставок» (1907-11). С 1906 выступал как пианист-солист и ансамблист. С 1916 Я. - проф. Киевской конс. (кл. фп. и композиции), с 1918 также - Муз.-драматич. ин-та им. Н.В. Лысенко. С 1917 - дирижер Киевской народной конс. В 20-е гг., будучи пред. Муз. отдела Наркомпроса РСФСР, вплотную занимался проблемами реорганизации муз. образования в стране. Свою пед. концепцию, выработанную еще в Народной конс., претворил в деят-ности 1-го Моск. муз. техникума (повышенного типа), созданного по его инициативе (1921-30). В 1921-31 -действ. чл. Гос. академии худож. наук. В 1932 - 39 - ст. редактор «Музгиза». В 1938 - 42 - проф. Моск. конс. Многогранной деят-ности Я. свойственна органичная взаимосвязь науч. изысканий и педагогической и организационной работы.

Я. - один из крупнейших муз. теоретиков, создатель обобщающей муз.-теоретич. системы, внес существ. вклад в разработку теории лада (расширил трактовку ладовой функциональности, соотношения устойчивости и неустойчивости). Заложил основы учения об интонации, обосновал и ввел ряд муз. терминов, утвердившихся в музыковедении. Занимался исследованием взаимодействия слова и музыки, историей исполнительских стилей. Новаторской по целям и формам была его педагогика: стремился к развитию у учащихся творческого мышления. Среди его учеников - А.А. Алыпванг, Н.Я. Брюсова, Г.Г. Веревка, М.И. Вериковский, Н.М. Гольденберг, Г.А. Дмитревский, Ф.Е. Козицкий, Н.Д. Леонтович, Т.Л. Логовинский, М.С. Пекелис, В.В. Протопопов, И.С. Рабинович, А.В. Свешников, В.А. Цуккерман и др. Его влияние испытали Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, В.Д. Конен, Н.Я. Мясковский, Г.Г. Нейгауз, Д.Д. Шостакович, М.В. Юдина и др. Сыграл большую роль в муз. жизни Москвы и Киева, выступая как солист и ансамблист (с К.Г. Держинской, Н.П. Кошиц, П. Коханьским, О.Н. Бутомо-Названо-вой). Я. - автор опер «Вышка Октября» (1930), оркестровой пьесы «Три расцвета» (1905), сочинений для фортепиано, романсов. значит. часть научных трудов Я. при жизни не была опубликована. Д-р иск-ведения (1940).

Соч.: Строение муз. речи. Ч. 1-3. М., 1908; Строение муз. произведения в связи с его исполнением. М., 1914; Упражнения в образовании ладового ритма. Ч. 1. М., 1915; Основные элементы музыки. М., 1923; Конструкция мелодического процесса //Структура мелодии. М., 1929; Сюиты И.С. Баха для клавира. М.; Л., 1947; Избранные труды. М., 1964 - 87.

Лит.: Яворский Б.Л. Воспоминания. Статьи и письма. М., 1972.