РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Я. - один из крупнейших муз. теоретиков, создатель обобщающей муз.-теоретич. системы, внес существ. вклад в разработку теории лада (расширил трактовку ладовой функциональности, соотношения устойчивости и неустойчивости). Заложил основы учения об интонации, обосновал и ввел ряд муз. терминов, утвердившихся в музыковедении. Занимался исследованием взаимодействия слова и музыки, историей исполнительских стилей. Новаторской по целям и формам была его педагогика: стремился к развитию у учащихся творческого мышления. Среди его учеников - А.А. Алыпванг, Н.Я. Брюсова, Г.Г. Веревка, М.И. Вериковский, Н.М. Гольденберг, Г.А. Дмитревский, Ф.Е. Козицкий, Н.Д. Леонтович, Т.Л. Логовинский, М.С. Пекелис, В.В. Протопопов, И.С. Рабинович, А.В. Свешников, В.А. Цуккерман и др. Его влияние испытали Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, В.Д. Конен, Н.Я. Мясковский, Г.Г. Нейгауз, Д.Д. Шостакович, М.В. Юдина и др. Сыграл большую роль в муз. жизни Москвы и Киева, выступая как солист и ансамблист (с К.Г. Держинской, Н.П. Кошиц, П. Коханьским, О.Н. Бутомо-Названо-вой). Я. - автор опер «Вышка Октября» (1930), оркестровой пьесы «Три расцвета» (1905), сочинений для фортепиано, романсов. значит. часть научных трудов Я. при жизни не была опубликована. Д-р иск-ведения (1940).
Соч.: Строение муз. речи. Ч. 1-3. М., 1908; Строение муз. произведения в связи с его исполнением. М., 1914; Упражнения в образовании ладового ритма. Ч. 1. М., 1915; Основные элементы музыки. М., 1923; Конструкция мелодического процесса //Структура мелодии. М., 1929; Сюиты И.С. Баха для клавира. М.; Л., 1947; Избранные труды. М., 1964 - 87.
Лит.: Яворский Б.Л. Воспоминания. Статьи и письма. М., 1972.