РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЯРОСЛАВЛЬ

ЯРОСЛАВЛЬ

ЯРОСЛАВЛЬ ЯРОСЛАВЛЬ - древний рус. город. Осн. ок. 1010 Ярославом Мудрым на Волге, у впадения в нее реки Которосль. Первое упоминание в летописи - 1071. В 12 - нач. 13 в. стал важным торг. центром Руси и одним из крупнейших худож. центров Руси с 13 по 17 в. С 1218 - столица Ярославского княжества. Неоднократно был подвергнут разорению монголо-татарами. В 13 в. заложены первые (не сохр.) каменные храмы Успения Богоматери (1215) и Спасо-Преображенского мон. (1210-е гг.). В 1463 Я. вошел в состав Моск. княжества. В 16 в. возведена земляная крепость с 18-ю каменными башнями (две сохранились, перестр.). От 16 в. сохр.: Спасо-Преображ. мон. с собором (1506-16; фрески 1563 - 64, мастера Л. Леонтьев, Т. и Ф. Никитины, А. и Д. Исидоровы), одностолпной трапезной, Святыми воротами, звонницей, а также с настоятельским корпусом 17 -18 вв. В период Смуты город был центром бурной обществ. жизни, в 1612 в Я. находилось народное ополчение, возглавлявшееся К.М. Мининым и кн. Д.М. Пожарским, в марте -июле 1612 Я. был врем. столицей Рус. гос-ва, в 1613 здесь ненадолго обосновался царь Михаил Федорович.

С 17 в. Я. - крупный ремесл. и торг. центр России: он стоит на тракте из Москвы в Архангельск - единственный порт Рус. гос-ва 17 в. Впоследствии здесь интенсивно развивалась пром-сть (мануфактуры, фабрики, заводы). Церк. стр-во велось в осн. на средства купцов. Складывались артели мастеров - как зодчих и каменщиков, так и живописцев. С 1680 особенно славилась артель художников из 13 мастеров под рук-вом костромича Гурия Никитина и Силы Савина. В это время в Я. сложился крупнейший худож. центр 17 в. - ярославская школа архитектуры и живописи.

Памятники Я. расположены на правом берегу Волги у впадения р. Которосль и в быв. слободах за нею. Прежде всего это множество церквей шатровой архитектуры 17 в. Осн. культовые пам. 17 в.: ц. Николы Надеина (1620-21, росписи 1640-41); ц. Ильи Пророка (1647-50, с росписями 1680 - 81, мастера Г. Никитин, С. Савин, Д. Семенов из Костромы); 5-главая с 2 шатрами над приделами ц. Иоанна Златоуста в Коровниках (1649 - 54, с нарядным полихромным изразцовым и белокам. декором на фасадах); ц. Николы Мокрого (1665 - 72, росписи 1673 - 91); 4-столпная, 5-главая, с 2 приделами, каждый также о 5 главах, ц. Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-87, декор фасадов - из фигурного кирпича, изразцов, в интерьере фрески 1695, костр. и яросл. мастера Д. Плеханов и Ф. Игнатьев со товарищи).

Для живописи Я. 17 в. характерна живая, занимательная повествовательность со светскими и фантастич. мотивами. На композицию фресок ц. Ильи Пророка большое влияние оказали гравюры Библии Пискатора, они служили для др.-рус. мастеров как бы иконописным подлинником, что отнюдь не сковывало их воображения. В ярославских фресках проявились исконно рус. черты: композиции размещены на стене сплошным ковром, «лентами», не соблюдая архитектоники стены, колорит яркий, пестрый, радостный, общий характер фольклорно-сказочный, орнаментальный, фигуры образуют замысловатый узор. Ярославские фрески демонстрируют перелом в изобразит. иск-ве 17 в.: обращение к реальной действительности, к человеку, к быту, пейзажу; попытка передачи трехмерного пространства, светотеневой моделировки, что само по себе чуждо системе выразит. средств рус. ср.-век. иск-ва.

ЯРОСЛАВЛЬ

Житие Пророка Елисея. Фреска. 1680 -81-е гг. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Ярославская школа

Гражд. зодчество 17 в. представлено митрополичьими палатами (архиерейский Соборный дом), «домом Иванова» и т. д. Отличит. чертами гражд. архитектуры 2-й пол. 17 в. является нарядный декор (наличники, карнизы) при подчеркнутой глади могучих стен.

Ярославская школа архитектуры и живописи была тесно связана с худож. школами Костромы и Москвы 17 в. и подготовила становление стиля московского барокко. Мировоззрение, выраженное ярославскими фресками, по существу уже принадлежит барочной культуре. С развитием европ. форм барокко ярославский стиль угас, но был возрожден во 2-й пол. 19 в. в виде «московско-ярославского стиля» - одного из направлений рус. стилей.

В 1711 в Я. был основан Оружейный двор, в 1722 - Большая мануфактура - крупнейшее предприятие хлопчатобумажной пром-сти России. В 1750 в Я. была создана первая рус. театр. труппа Ф.Г. Волкова, в 1751 на пожертвованные населением средства для нее выстроено здание. В 1777 образовано Ярославское наместничество (затем - губерния), в 1778 создан регулярный план: лучевая и полурадиальная планировка. Новый центр имеет 3 переходящие друг в друга площади. В классич. стиле построены Присутств. места (1780-87, Э.М. Левенгаген), Епархиальное уч-ще (1818), Торговые ряды (1813 - 31, П.Я. Паньков) и много др. зданий тех же архитекторов.

Я. сыграл заметную роль в истории отечеств. культуры. В 1786 здесь начал выходить первый в провинции ж. «Уединенный пошехонец». В 1803 основано (на средства П.Г. Демидова) Демидовское высших наук уч-ще, в 1833 реорганизованное в Демидовский лицей (классич. здание - петерб. арх. А.И. Мельников). С городом связаны творч. биографии М.С. Щепкина, М.Н. Ермоловой, К.С. Станиславского, Н.А. Некрасова, Л.В. Собинова, К.Д. Ушинского. В б-ке ярославского Спасо-Преображенского монастыря А.И. Мусиным-Пушкиным был обнаружен список «Слова о полку Игореве», впоследствии утраченный.