РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЯРМАРКА

ЯРМАРКА

ЯРМАРКА ЯРМАРКА (от нем. Jahrmarkt - ежегодный торг. рынок) - место периодич. привоза и купли-продажи (гл. обр. оптовой) товаров и сырья. Известны в Европе с 10 в. На Руси первые Я. появились в 16 в. и играли важную роль в ее торговле вплоть на нач. 20 в.

Развитие Я. в России резко усилилось с 18 в. В 19 в. крупные оптовые Я. имелись в Ниж. Новгороде, Ростове (Ярославская губ.), Ирбите (пушные товары), с. Масляном Пермской губ. (Крестовско-Ивановская Я.), Мензелинском (Уфимская губ.), четыре Я. проводились ежегодно в Харькове, четыре - в Раменском (Полтавская губ.); крупные Я. были в Киеве на Сретенье, в Ишиме (Тобольская губ.), в Тюмени и др. Более 70% ярмарочного товарообмена приходилось на мелкие Я., оборот каждой из к-рых не превышал 10 тыс. руб.; две трети из них были однодневными; всего в нач. 20 в. в России было 18,5 тыс. Я. Как следствие развития капиталистич. отношений и транспортных коммуникаций в пореформенной России значение крупных Я. стало падать; меньше всего в нач. 20 в. ярмарочная торговля была развита в Балтийском р-не (Прибалтика, С.-Петерб., Псковская и Новг. губ). Наибольших объемов достигал оборот Я. в Центр. (с центром в Москве), Вост. (Поволжье), Малорос., Юж. (Юж. Украина, Бессарабия, Донская обл., Астраханская губ.) и др. р-нах. 84% всех Я. в России приходилось на европ. часть страны. Мелкие Я. были, как правило, розничными, крупные - оптовыми, специализированными на определенных группах товаров. Нередко мелкие Я. местного масштаба были увязаны в систему; так, в Донской обл. было 52 Я., так что каждую неделю года все купцы области могли собираться в новом месте. Нек-рые торг. компании, ориентированные на Я., не имели постоянного места пребывания и кочевали от Я. к Я.

Первоначально ярмарочные торги в основном были связаны с церк. праздниками и располагались вблизи монастырей. Связь торг. отношений с ритмом церк. и крестьянской жизни прослеживалась в сезонности ярмарочных торгов и специфике продаваемых продуктов. Весной торг. ряды наполнялись теми товарами, к-рые производили крестьяне в зимнее время, а осенью - плодами летнего труда. Увеличение кол-ва Я. происходило на протяжении всего времени их существования. Нек-рые из них, особенно те, к-рые располагались на пересечении важнейших водных и сухопут. путей, приобрели общерос. значение.

Со временем Я. стали отвечать условиям произ-ва и спроса и нередко были взаимосвязаны друг с другом, поэтому торговцы переезжали с одних на другие. В част., существовал цикл шерстяных Я. (в Варшаве, Харькове, Ростове-на-Дону), уральско-сибирские Я. (Меновническая, Троицкая, Ирбитская, Ильинская) были тесно связаны с крупнейшей Я. России - Макарьевской в Ниж. Новгороде.

В целом отеч. Я. специализировались на торговле опред. товарами. К примеру, в Ирбите, расположенном в центре густо населенного с.-х. р-на между двумя крупнейшими зап.-сибирскими городами (Верхотурье и Тобольск), основным товаром была пушнина. В Оренбурге - рогатый скот и лошади, в Белой Церкви - кожа. Наиб. универсальной среди Я. была Нижегородская, славившаяся в России обилием и разнообразием товаров. Свои торги она проводила с 15 июля по 10 сент., предоставляя своим клиентам ткани, изделия из кожи и металла. Однако основными предметами продажи были чай и сырье. Среди рос. Я. также выделялась Киевская, где заключались сделки в форме контракта на куплю-продажу еще не произведенных товаров, гл. обр. сахара. В февр. в Киеве собирались крупнейшие производители и торговцы сахаром, к-рые определяли будущие масштабы сахарного произ-ва. С развитием ж.-д. транспорта и улучшением в этой связи торговли (закупка товаров непоср. в промышл. центрах, рост числа коммивояжеров, сделок на биржах по образцам и др.) постепенно изменилось значение ярмарочной торговли. В одних случаях она исчезала, в других - приобретала иной характер. В нек-рых местах Я. превращались в места съезда для произ-ва расчетов, выяснения вида на торговлю, осмотра образцов для заказа и т. д. На рубеже 19-20 вв., когда темпы передвижения товаров значительно увеличились и обмен информацией стал достаточно быстрым, на смену Я. пришли биржи.

После рев-ции 1917 в годы нэпа в нек-рых городах вновь возобновились ярмарочные торги, в частности, в Ирбите в 1922 - 29 состоялось 8 Я. Однако в сов. время в основном приобрели распространение розничные Я., рассчитанные на индивид. покупателя.