ЯНЫШЕВ Иоанн Леонт. (1826-1910) - протоиерей, проф. нравств.
богословия и ректор С.-Петерб. дух. академии, впоследствии придворный протопресвитер
и духовник. Нек-рое время преподавал богословие и философию в С.-Петерб.
ун-те. Я. - один из основоположников т.н. моралистич. направления в акад.
рус. богословии. Если традиц. богословие выводит нравств. ценности и нормы
из догматов веры, то «моралистическое» богословие стремится сами догматы
вывести из нравств. сознания, оправдать их «практическим разумом». Объектом
изучения становится здесь не откровение, а внутр. дух. опыт личности, опыт
«нравств. жизни». Осн. идеи нравств. богословия изложены Я. в кн. «Православно-христианское
учение о нравственности» (М., 1887). Нравственность, утверждает автор,
есть субъективное, личное дело каждого, поэтому субъективизм в нравств.
богословии не только возможен, но и неизбежен. Христ. мораль - не свод
отвлеченных правил, а живое творчество, свободный нравств. выбор, для к-рого
не существует априорных рецептов и к-рый разными людьми может осуществляться
по-разному в каждой конкретной ситуации. «Земные блага», согласно Я., есть
необходимая среда, вне к-рой невозможно нравств. развитие человека. С этой
т. зр. аскетизм и монашество не дают никакого нравств. превосходства и
оправданны разве что в качестве приемлемого для конкретных лиц и приспособленного
к их индивид. психол. особенностям способа покаяния. Одним из первых в
рус. богословии Я. стал утверждать, что христ. нравственность имеет значение
не столько для загробного существования, сколько для жизни на земле, и
поэтому практически не отличается от «естеств. морали». Субъективное богословие
Я. в нек-рых своих чертах предвосхитило ряд тенденций «философии жизни»
и религ. экзистенциализма. В России к «моралистическому» богословию примыкали
митр. Антоний Храповицкий, богословы А.Д. Беляев, П.Я. Светлов, М.М. Tapeев
и др.