РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
(греч.- ямб) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр,
образуемый двусложными стопами с сильным местом на 2-м слоге; сильное место
заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место -
безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее
сильное место обязательно-ударно. Кол-во стоп определяет размер ямбич.
стиха: наиб. упоребительными являются: 3-стопный Я. («Среди долины ровныя»,
А.Ф. Мерзляков), 4-стопный Я. («Мой первый друг, мой друг бесценный»,
А.С. Пушкин), 5-стопный Я. («Суровый Дант не презирал сонета», Пушкин),
6-стопный Я. с цезурой («Мой голос для тебя и ласковый и томный», Пушкин);
среди разностопного Я. - урегулированное чередование 4- и 3-стопников,
6- и 4-стопников, а также разностопный неурегулированный вольный стих.
В Я., как и в хорее, довольно часты пропуски метрич. ударений (пиррихии),
поэтому осн. ритмич. формы ямбич. размеров различаются не в завис. от того,
какие места заняты ударениями, а на каких они пропущены; частоударные и
редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно. В рус. стихосложении
Я. как самостоят. стопу впервые выделил В.К. Тредиаковский («Новый и краткий
способ к сложению рос. стихов», 1735), за ним - М.В. Ломоносов. Первые
опыты ямбич. стиха на рус. яз. появились в кон. 17 - нач. 18 в. и принадлежали
иностранцам (Э. Глюк, И.В. Паус). Освоению Я. рус. поэзией положила начало
реформа Тредиаковского -Ломоносова. «Ода... на взятие Хотина» Ломоносова
- первое оригинальное произв., напис. Я. В метрич. репертуаре рус. поэзии
Я. наиболее популярен. В 18 в. он господствует безраздельно; 4-стопный
- в одах и стансах, 6-стопный (наиб. употребительный) - в посланиях и элегиях,
вольный Я. - в баснях и пиндарич. лирике (Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р.
Державин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин и др.). В нач. 19 в. его доля в метрич.
репертуаре неск. снижается, но зато расширяется жанровый и тематич. репертуар
старых ямбич. размеров и происходит освоение новых - 5-стопного (драма,
поэма, элегия) и разностопного Я.; 4-стопный Я. в этот период становится
ведущим размером и осознается как нейтральный (В.А. Жуковский, И.А. Крылов,
К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков и др.). Сер.
19 в., осваивающая новые 3-сложные размеры, берет из предшествующей эпохи
наиб. разработанные и привычные ямбич. размеры (гл. обр. 4-, 5-и 6-стопные),
неск. изменяя их ритмич. рисунок (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов,
А.Н. Плещеев, К.К. Случевский и др.). В нач. 20 в. в период освоения неклассич.
размеров эксперименты в обл. метрики распространяются и на классич. ямбич.
размеры, в к-рых начинают использоваться новые клаузульные и цезурные разновидности
(А.А. Блок, И.Ф. Анненский, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.); появляются сверхдлинные
Я. (напр., 10-стопный цезурованный у И. Северянина). В совр. поэзии наиб.
употребительными являются 4- и 5-стопный Я.