ЯКОВЛЕВ Ал. Сем. (1773-1817) -драм. актер. Выходец из купеч.
семьи, специального образования не имел, к профессион. выступлениям готовился
под рук-вом И.А. Дмитревского. Дебютировал в 1794 ролями Оскольда («Семира»)
и Синава («Синав и Трувор») в пьесах А.П. Сумарокова, а также Доранта («Ревнивый,
из заблуждения выведенный» Ж. Камнистрона). Прекрасные внешние данные,
великолепный голос и мощный темперамент сделали Я. первым актером петерб.
т-ра. Играя в классицист. трагедии, Я. вносит в устоявшиеся сценич. каноны
страстность и чувственность: Магомет («Магомет»), Танкред («Танкред» Вольтера),
Агамемнон («Ифигения в Авлиде»), Иодай («Гофолия» Ж. Расина), Ярб («Дидона»
Я.Б. Княжнина), Димитрий («Димитрий Самозванец» Сумарокова). Эти качества
во многом определяли удачу актера в мелодрам. ролях: Фриц («Сын любви»),
Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу), Лиодор («Лиза, или
Торжество благодарности» Н.И. Ильина), Эраст («Лиза, или Следствие гордости
и обольщения» В.М. Федорова, по «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина). Период наивысшего
творч. расцвета Я. связан с драматургией В.А. Озерова: Ярополк («Ярополк
и Олег»), Тезей («Эдип в Афинах»), Фингал, Димитрий Донской в одноим. трагедиях,
Агамемнон («Поликсена»). Заметное место в творчестве Я. занимали роли в
нац.-патриот. драматургии: Пожарский («Пожарский» М.К. Крюковского) и др.
Я. имел успех в переделках шекспировских пьес (Отелло, Гамлет, Лир). Существенной
особенностью дарования актера было внесение в характеры героев личностных
качеств, собств. переживаний. В процессе актерской деят-ности у Я. установились
довольно прочные связи с лит. миром. В круг его знакомых входили С.П. Жихарев,
В.М. Федоров, Г.Р. Державин и др. В 1793 Я. опубликовал драму «Отчаянный
любовник» , декларативную по мыслям, но отличающуюся неподдельным и сильным
чувством - черта, характерная для Я. и как поэта-самоучки, и как драматического
актера. В своем сатирическом стих. «Наушник, или Разговор живописца с подьячим»
(1827) Я. противопоставляет миры художника и чиновничества, грустно отмечая
торжество «грубой реальности». На воцарение Павла I Я. откликнулся двумя
одами (1797) и одной - на кончину Екатерины II. В одной из них, наряду
с традиционно комплиментарным в таких случаях содержанием, проводится идея
об отличии подданных перед троном не за счет «титла», но по заслугам (в
посм. изд. стих. Я. эта строфа была изменена и мысли придан более общий,
нивелирующий характер). Неудачно сложившаяся личная жизнь, увлечение масонством
и мистицизмом наложили «отпечаток меланхолии и религ. вдохновения» на его
поэзию, в этом смысле характерно его большое произв., ода «Торжество веры»
(1810). Писал также мелкие и сатирич. стихи, послания, проникнутые идеями
честности, добра, бескорыстного служения Отечеству. Отсутствие сценич.
школы, дилетантство Я. как поэта не раз отмечалось в критич. отзывах современников,
но при этом неизменно подчеркивались у Я.-актера - «восхитительные порывы
гения» (А.С. Пушкин), у Я.-поэта - «искренность и непритворность его поэзии».
Соч.: Сочинения Алексея Яковлева, придворного рос. актера. СПб.,
1827.
Лит.: Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955.