РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЯКОВЛЕВ Ал. Сем.

ЯКОВЛЕВ Ал. Сем.

ЯКОВЛЕВ Ал. Сем. ЯКОВЛЕВ Ал. Сем. (1773-1817) -драм. актер. Выходец из купеч. семьи, специального образования не имел, к профессион. выступлениям готовился под рук-вом И.А. Дмитревского. Дебютировал в 1794 ролями Оскольда («Семира») и Синава («Синав и Трувор») в пьесах А.П. Сумарокова, а также Доранта («Ревнивый, из заблуждения выведенный» Ж. Камнистрона). Прекрасные внешние данные, великолепный голос и мощный темперамент сделали Я. первым актером петерб. т-ра. Играя в классицист. трагедии, Я. вносит в устоявшиеся сценич. каноны страстность и чувственность: Магомет («Магомет»), Танкред («Танкред» Вольтера), Агамемнон («Ифигения в Авлиде»), Иодай («Гофолия» Ж. Расина), Ярб («Дидона» Я.Б. Княжнина), Димитрий («Димитрий Самозванец» Сумарокова). Эти качества во многом определяли удачу актера в мелодрам. ролях: Фриц («Сын любви»), Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу), Лиодор («Лиза, или Торжество благодарности» Н.И. Ильина), Эраст («Лиза, или Следствие гордости и обольщения» В.М. Федорова, по «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина). Период наивысшего творч. расцвета Я. связан с драматургией В.А. Озерова: Ярополк («Ярополк и Олег»), Тезей («Эдип в Афинах»), Фингал, Димитрий Донской в одноим. трагедиях, Агамемнон («Поликсена»). Заметное место в творчестве Я. занимали роли в нац.-патриот. драматургии: Пожарский («Пожарский» М.К. Крюковского) и др. Я. имел успех в переделках шекспировских пьес (Отелло, Гамлет, Лир). Существенной особенностью дарования актера было внесение в характеры героев личностных качеств, собств. переживаний. В процессе актерской деят-ности у Я. установились довольно прочные связи с лит. миром. В круг его знакомых входили С.П. Жихарев, В.М. Федоров, Г.Р. Державин и др. В 1793 Я. опубликовал драму «Отчаянный любовник» , декларативную по мыслям, но отличающуюся неподдельным и сильным чувством - черта, характерная для Я. и как поэта-самоучки, и как драматического актера. В своем сатирическом стих. «Наушник, или Разговор живописца с подьячим» (1827) Я. противопоставляет миры художника и чиновничества, грустно отмечая торжество «грубой реальности». На воцарение Павла I Я. откликнулся двумя одами (1797) и одной - на кончину Екатерины II. В одной из них, наряду с традиционно комплиментарным в таких случаях содержанием, проводится идея об отличии подданных перед троном не за счет «титла», но по заслугам (в посм. изд. стих. Я. эта строфа была изменена и мысли придан более общий, нивелирующий характер). Неудачно сложившаяся личная жизнь, увлечение масонством и мистицизмом наложили «отпечаток меланхолии и религ. вдохновения» на его поэзию, в этом смысле характерно его большое произв., ода «Торжество веры» (1810). Писал также мелкие и сатирич. стихи, послания, проникнутые идеями честности, добра, бескорыстного служения Отечеству. Отсутствие сценич. школы, дилетантство Я. как поэта не раз отмечалось в критич. отзывах современников, но при этом неизменно подчеркивались у Я.-актера - «восхитительные порывы гения» (А.С. Пушкин), у Я.-поэта - «искренность и непритворность его поэзии».

Соч.: Сочинения Алексея Яковлева, придворного рос. актера. СПб., 1827.

Лит.: Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955.