ЯКОБСОН Леон. Вениаминович (1904 - 75) - балетмейстер. Окончил
Ленингр. театр. уч-ще в 1926 (кл. В. Пономарева). В 1926 -33 артист Гос.
акад. т-ра оперы и балета (ГАТОБ), в 1933 -42 артист моск. Большого т-ра.
Одаренность Я.-балетмейстера ярко проявилась уже в его первом спектакле
«Золотой век» (1930, комп. Д. Шостакович, совм. с В. Вайноненом и В. Чесноковым,
ГАТОБ). Однако 20 лет Я. пришлось ограничиваться сочинением отд. номеров
и нечастых выпускных спектаклей Ленингр. хореогр. уч-ща: новаторское по
форме и содержанию, беспокойное иск-во Я. не вписывалось в рамки эпохи
драм-балета. «Прорывом блокады» стали «Шурале» (1950, Ф. Яруллин, Т-р им.
Кирова) и «Сольвейг» (1952, на муз. Э. Грига, ленингр. Малый опер. т-р).
Эти постановки были решены Я. в основном средствами классич. танца. В последующих
работах, осуществленных в Т-ре им. Кирова, балетмейстер широко использует
язык свободной пластики. Правда, великолепные хореогр. находки Я. в многоактных
балетах, таких, как «Спартак» (1956, А. Хачатурян) или «Страна чудес» (1967,
И. Шварц), не всегда выстраивались в драматургически цельные композиции.
Я. были ближе малые формы хореографии - одноактные спектакли или сюиты
отдельных номеров. Широкий общественный резонанс имели «Хореогр. миниатюры»
(1958), «Клоп» (1962, Ф. Отказов, Г. Фиртич, по В. Маяковскому), «Двенадцать»
(1964, Б. Тишенко, по А. Блоку). Эту грань своего дарования Я. в полной
мере реализовал в созданной им в 1969 труппе «Хореогр. миниатюры». За 6
лет было поставлено ок. 10 одноактных балетов и ряд концерт. программ.
И эти сочинения Я. с трудом пробивались на сцену - сегодня мн. из них расцениваются
как замечательные явления отеч. культуры. Многие совр. сов. балетмейстеры
испытали влияние творч. наследия Я.