РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

УВЕРТЮРА

УВЕРТЮРА

УВЕРТЮРА УВЕРТЮРА (франц. ouverture - открытие, вступление) - инструмент. вступление к сочинениям крупной формы (опера, балет, оперетта, сюита, драматич. спектакль с музыкой и т. д.). Историч. корни У. - в фанфарных сигналах, открывавших оперу на заре ее существования (напр., вступительная токката к опере К. Монтеверди «Орфей», 1607). Прообразами совр. У. в 17 в. являлись интрады, многочастные канцоны и «синфонии». Форма т. н. французской У. была создана Ж.Б. Люлли в развитие венецианской модели У. по схеме «медленно - быстро -медленно». В противоположность ей для неаполитанской У. - предтечи инструмент. симфонии - характерна последовательность частей «быстро - медленно - быстро». В 18 в. Ж.Ф. Рамо, К. В. Глюк, В.А. Моцарт все более прочно привязывают У. к основному содержанию оперы. Такова и У. Е.И. Фомина к мелодраме «Орфей» (1792) - первый выдающийся образец драматич. симфонизма в рус. музыке. В эпоху романтизма (на рубеже 18-19 вв. и позднее) получает распространение жанр концертной программной У. (Л. Бетховен, К.М. Вебер, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, испанские У.-фантазии М.И. Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «1812 год» П.И. Чайковского и др.), а также внешне импозантной оперной У.-попурри, со временем все более утрачивающей глубину и драматургическое значение. Реформаторы оперного театра 19 в. (Дж. Верди, Р. Вагнер, М.П. Мусоргский) создают новый тип инструмент. вступления к опере, лаконично-концентрированного и непосредств. вводящего в действие. Позднее (в операх Дж. Пуччини, Р. Штрауса) вступление может редуцироваться до нескольких тактов. Подобный тип У. преобладает в опере 20 в., хотя в неоклассицистских, неоромантических по стилю произведениях могут воссоздаваться и иные модели У.