УВЕРТЮРА (франц. ouverture - открытие, вступление) - инструмент.
вступление к сочинениям крупной формы (опера, балет, оперетта, сюита, драматич.
спектакль с музыкой и т. д.). Историч. корни У. - в фанфарных сигналах,
открывавших оперу на заре ее существования (напр., вступительная токката
к опере К. Монтеверди «Орфей», 1607). Прообразами совр. У. в 17 в. являлись
интрады, многочастные канцоны и «синфонии». Форма т. н. французской У.
была создана Ж.Б. Люлли в развитие венецианской модели У. по схеме «медленно
- быстро -медленно». В противоположность ей для неаполитанской У. - предтечи
инструмент. симфонии - характерна последовательность частей «быстро - медленно
- быстро». В 18 в. Ж.Ф. Рамо, К. В. Глюк, В.А. Моцарт все более прочно
привязывают У. к основному содержанию оперы. Такова и У. Е.И. Фомина к
мелодраме «Орфей» (1792) - первый выдающийся образец драматич. симфонизма
в рус. музыке. В эпоху романтизма (на рубеже 18-19 вв. и позднее) получает
распространение жанр концертной программной У. (Л. Бетховен, К.М. Вебер,
Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, испанские У.-фантазии М.И. Глинки «Арагонская
хота» и «Ночь в Мадриде», «1812 год» П.И. Чайковского и др.), а также внешне
импозантной оперной У.-попурри, со временем все более утрачивающей глубину
и драматургическое значение. Реформаторы оперного театра 19 в. (Дж. Верди,
Р. Вагнер, М.П. Мусоргский) создают новый тип инструмент. вступления к
опере, лаконично-концентрированного и непосредств. вводящего в действие.
Позднее (в операх Дж. Пуччини, Р. Штрауса) вступление может редуцироваться
до нескольких тактов. Подобный тип У. преобладает в опере 20 в., хотя в
неоклассицистских, неоромантических по стилю произведениях могут воссоздаваться
и иные модели У.