УСЫНЯ - богатырь из сказ. триады - Дубыня, Горыня, У., выступающей
как страшная деструктивная сила, но в позднейших переосмыслениях - помощники
героя. У. в этой троице занимает особое место. Он, во-первых, не изменил
своего места в распределении стихийных сфер, несмотря на переосмысление
имени, и остался связан с водой. Во-вторых, любопытен характер переосмысления
его имени: в сказке он - в соответствии с именем - обладает огромными усами,
к-рыми запруживает реку. Однако славянское «ус» восходит к индо-европ.
слову, обозначавшему «плечо» (это во всяком случае так для имени У.; О.Н.
Трубачев вслед за этимологией этого имени, предложенной В.Н. Топоровым,
предположил, что и слово «усы» могло персоначально обозначать волосы, вместе
с бородой и усами доходящие до плеч), т. е. в У. (а он в сказке яснее других
обнаруживает свою змеиную природу) отразился древний мифологический образ
змея, запирающего «плечами» воду, - одного из персонажей т. н. основного
мифа индоевроп. мифологии: мифа, в к-ром громовержец побеждает подобное
существо и освобождает потоки вод или спрятанный скот. В индийской традиции
таковы Индра и змей Вритра (в его имени присутствует и название «плеча»
- он «безплечий»). Т. о., в сказке об У. сохраняется очень архаическое
индоевропейское наследие.
Лит.: Топоров В.Н. Из наблюдений над этимологией слов мифологического
характера // Этимология. 1967. М., 1969; Трубачев О.Н. Заметки по этимологии
и сравнительной грамматике // Этимология. 1970. М., 1972.