УШИНСКИЙ Конст. Дм. (1824-70/ 71) - основоположник науч. педагогики
в России. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1844). В 1846-49 - проф. Ярославского
Демидовского лицея. Преподаватель рус. словестности и юрид. предметов Гатчинского
сиротского ин-та, инспектор его классов (1854 - 59), инспектор классов
Смольного ин-та (1859-62). В 1860 - ред. «Журнала Министерства народного
просвещения». У. разработал целостную дидактич. систему, раскрыв принципы
отбора мат-ла, его приспособления к особенностям дет. возраста. Мн. внимания
уделял анализу особенностей умств. развития ребенка, исследовал психофиз.
природу обучения. Дидактика У. представляет собой теорию орг-ции учителем
познават. деят-нос-ти детей, развивающей трудолюбие, интерес к науке и
труду, стремящейся к развитию самостоятельности ребенка. Центр. место в
образовании У. отводил родному яз., был против одностороннего, классич.
образования, большое знач. придавал естественно-науч. знаниям. Оказал огромное
воздействие на развитие педагогики народов России и слав. стран. Его пед.
идеи отражены в кн. для первонач. классного чтения «Детский мир» (1861)
и «Родное слово» (1864), фундам. тр. «Человек как предмет воспитания: Опыт
пед. антропологии» (1868 - 69. Т. 1-2) и др. пед. работах.