РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

УШАКОВ Симон (Пимен) Фед.

УШАКОВ Симон (Пимен) Фед.

УШАКОВ Симон (Пимен) Фед. УШАКОВ Симон (Пимен) Фед. (1626-86) - живописец, теоретик, педагог. Более 30 лет по сути возглавлял всю рус. худ. жизнь сер. и 2-й пол. 17 в., ни один большой заказ Оружейной палаты не обходился без У. В сер. 1660-х гг. слава и благополучие сменяются неожид. опалой и ссылкой на 2 года в мон., затем снова в Оружейной палате, где он с 1648 был сначала знаменщиком, затем «жалованным иконописцем», руководителем ее иконописной мастерской на протяжении 22-х лет. Глава «фряжской школы»; писал иконы, миниатюры, осуществлял надзор за росписями в Архангельском и Успенском соб. Моск. Кремля (1660) и в Грановитой палате (1668), исполнял иконы для ц. Троицы в Никитниках, работал в гравюре, в осн. в офорте («Семь смертных грехов», 1665), исполнял рисунки для граверов («Повесть о Варлааме и Иоасафе»), чертил геогр. карты, писал теоретич. соч. («Слово к люботщательному иконного писания», ок. 1666), готовил «Алфавит художников». Характерные приемы У. - светотеневая лепка, объемная моделировка мелкими мазками по форме, усложнение техники иконописи (многослойная плавь в ликах), тонкая нюансировка, стремление к передаче ощущения живой плоти, реальных предметов. Излюбленная тема - «Спас Нерукотворный». Иконы «Владимирская Богоматерь (Дерево государства Российского)», 1668; «Богоматерь Киевская», 1668 - по сути груп. портрет-картина, изображающая рус. правителей; «Троица», 1671; «Благовещение», 1673; «Архангел Михаил», 1676 и др. Творчество У. совпало по времени с периодом трансформации всей системы др.-рус. иск-ва. В его иконах нет напряж. жизни новгородских икон 14 - 15 в., нет рублевской одухотворенности, на смену им пришло стремление к передаче реальности мира, чел. тела, интерес к портретности персонажей, к пейзажу (изображение царя Алексея Михайловича с семьей, портреты заказчиков во мн. иконах, «нутровые палаты» в рис. к «Повести о Варлааме и Иосафе»). Преодоление плоскостности и светотеневая моделировка формы - приемы, противоречащие природе иконы в целом.

Лит.: С.Ф. Ушаков: Альбом / Сост. Т. Ананьева. Л., 1971; Бекенева Н.Г. Симон Ушаков. Л., 1984; Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М., 1984.