РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

УРУСЕВСКИЙ Сер. Пав.

УРУСЕВСКИЙ Сер. Пав.

УРУСЕВСКИЙ Сер. Пав. УРУСЕВСКИЙ Сер. Пав. (1908-74) -кинооператор и реж., засл. деят. иск-в России (1951). Окончил ВХУТЕИН. В кино с 1935. Был асс. А. Головни. Первый самост. ф. - «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1941). В 1942-43 был фронтовым кинооператором. Первый успех - «Сельская учительница» (1947, реж. М. Донской), снятый лирично, мягко, отмеч. богатством светотональной гаммы, интересным использованием бликов. У. разрешил сложную задачу, с помощью «светового грима» снимая портреты В. Марецкой в роли Вари, к-рая «жила» от 17 до 70 лет. В ф. «Кавалер Золотой Звезды» (1951), «Возвращение Василия Бортникова» (1950), «Урок жизни» (1955), «Сорок первый» (1956), активно воздействуя с помощью сеток, светофильтров, цветного света на естеств. цвет, У. добивался изысканных колористич. решений.

Триумфом У. стал ф. «Летят журавли» (1957, реж. М. Калатозов). У. первым в мире широко использовал в игровом ф. ручную камеру с короткофокусной оптикой. Камера как бы слилась с оператором, стала «субъективной». У. добился небывалого приобщения зрителей к собств. художнич. видению. Еще шире камера со сверхкороткофокусной оптикой была использована У. в ф. «Неотправленное письмо» (1960), «Я - Куба» (1964) реж. М. Калатозова. У. - представитель операторского кино, где изображение становится гл. средством выражения, подчиняя себе драматургию, актерскую игру и пр. В посл. годы жизни У. снял и поставил ф. «Бег иноходца» (1969), «Пой песню, поэт» (1972).

УРУСЕВСКИЙ Сер. Пав.

Кадр из фильма «Я - Куба», Оператор С. Урусевский. Режиссер М. Калатозов

Среди ф.: «Поединок» (1945), «Синегория» (1946), «Алитет уходит в горы» (1950), «Первый эшелон» (1956, совм. с Ю. Екельчиком).

Лит.: Меркель М. Угол зрения. М., 1980.