РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - муз. инструменты, в к-рых звучащим телом является сам корпус инструмента либо укрепленная на нем мембрана. В большинстве случаев звук инструмента инициируется ударом по нему палочкой, колотушкой или др. приспособлением; отсюда происходит название группы. Звук У.И. имеет ярко выраженную атаку (акцент) и, как правило, довольно быстро затухает. Поэтому большинство У.И. прекрасно подходят для организации ритмич. основы музыки.

Номенклатура У.И. очень обширна и составляет свыше 200 наименований инструментов, более или менее часто встречающихся в муз. произв. Кроме этого существует огромное количество нар. инструментов, а также инструментов и предметов, к-рые используются в кач-ве У.И. крайне редко. Список этот постоянно увеличивается и включает в себя такие необычные для музыки предметы, как цепи, камни или пистолеты. Существует несколько классификаций У.И. Чаще всего их делят на инструменты, имеющие опред. высоту звука и не имеющие ее. К первым относятся литавры, ксилофон, колокольчики, вибрафон и т. д. Ко вторым - разнообр. барабаны, тарелки, бубенцы, трещотки и др. Такое деление условно, т.к., напр., литавры имеют достаточно размытый по высоте звук, а нек-рые гонги, к-рые считаются инструментами с неопред. высотой звука, имеют точный тон. Другая распространенная классификация предполагает деление У.И. на группы в зависимости от материала акустич. вибратора (источника звука). У.И. образуют две основные группы - мембранофоны (инструменты, имеющие одну или две мембраны) и идиофоны (самозвучащие инструменты), к-рые, в свою очередь, делятся на металлические, деревянные, стеклянные и др., в зависимости от мат-ла, из к-рого изготовлен инструмент. К мембранофонам относятся все разновидности барабанов и литавры. Примеры идиофонов: металлич. - тубафон, флексатон, колокола (с опред. высотой звука), треугольник, тамтам, пандейра (с неопред, высотой звука); деревянные - маримба, ксилоримба (с опред. высотой звука), кастаньеты, клавес, маракас (с неопред. высотой звука); стеклянные - бутылки, стеклянная гармоника. Нек-рые У.И. принадлежат к смешанному типу - напр., бубен, имеющий мембрану и металлические бубенчики.

Звук на У.И. извлекается с помощью разнообр. палочек и колотушек - деревянных, металлич., с головками из войлока, резины, дерева и т. п.; прутьями и метелочками; ладонями, пальцами и многими другими способами. На нек-рых У.И. возможно извлечение звука фрикционным способом (трением) - напр., стеклянная гармоника, фрикционный барабан, подвесная тарелка (с помощью смычка от струнного инструмента) и т. д.

В европ. профессиональной музыке У.И. входили в употребление медленно и постепенно. Лишь литавры уверенно заняли место в оркестре почти с самого начала его истории. До сер. 19 в. почти все У. И., как, впрочем, и др. новые инструменты, сначала использовались в опере, часто для создания к.-л. «экзотического» муз. образа. Напр., тарелки, большой барабан, треугольник в кон. 18 в. обозначали т. н. «янычарскую музыку». Постепенно все они занимали место и в симфонич. оркестре. Композиторы-романтики, с их стремлением к выразительности тембра и колорита, использовали новые инструменты гораздо свободнее, и к кон. 19 в. постоянными участниками оркестра стали: ксилофон, колокола и колокольчики, барабаны, бубны, тарелки, кастаньеты и др. В 20 в., в связи с интересом к др. муз. культурам, в муз. обиходе появилось огромное количество У.И. латиноамериканского, африканского и азиатского происхождения. Они используются во всех жанрах, в первую очередь в танцевальной музыке, джазе, поп-и рок-музыке. В этих жанрах У.И. вместе с гитарами составляют т. н. ритм-группу, которая является основой муз. ткани. Группа У.И. входит в состав большинства оркестров: симфонич., духового, эстрадного и др. До 2-й пол. 20 в. сочинения, в к-рых использовались только У.И., были немногочисленны (среди них - антракт из оперы «Нос» Д.Д. Шостаковича или одна из сцен к спектаклю «Египетские ночи» С.С. Прокофьева), позднее их стало гораздо больше, в связи с чем появились ансамбли У.И., к-рые исполняют сочинения, написанные исключит. или преимуществ. для У.И.