РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Номенклатура У.И. очень обширна и составляет свыше 200 наименований инструментов, более или менее часто встречающихся в муз. произв. Кроме этого существует огромное количество нар. инструментов, а также инструментов и предметов, к-рые используются в кач-ве У.И. крайне редко. Список этот постоянно увеличивается и включает в себя такие необычные для музыки предметы, как цепи, камни или пистолеты. Существует несколько классификаций У.И. Чаще всего их делят на инструменты, имеющие опред. высоту звука и не имеющие ее. К первым относятся литавры, ксилофон, колокольчики, вибрафон и т. д. Ко вторым - разнообр. барабаны, тарелки, бубенцы, трещотки и др. Такое деление условно, т.к., напр., литавры имеют достаточно размытый по высоте звук, а нек-рые гонги, к-рые считаются инструментами с неопред. высотой звука, имеют точный тон. Другая распространенная классификация предполагает деление У.И. на группы в зависимости от материала акустич. вибратора (источника звука). У.И. образуют две основные группы - мембранофоны (инструменты, имеющие одну или две мембраны) и идиофоны (самозвучащие инструменты), к-рые, в свою очередь, делятся на металлические, деревянные, стеклянные и др., в зависимости от мат-ла, из к-рого изготовлен инструмент. К мембранофонам относятся все разновидности барабанов и литавры. Примеры идиофонов: металлич. - тубафон, флексатон, колокола (с опред. высотой звука), треугольник, тамтам, пандейра (с неопред, высотой звука); деревянные - маримба, ксилоримба (с опред. высотой звука), кастаньеты, клавес, маракас (с неопред. высотой звука); стеклянные - бутылки, стеклянная гармоника. Нек-рые У.И. принадлежат к смешанному типу - напр., бубен, имеющий мембрану и металлические бубенчики.
Звук на У.И. извлекается с помощью разнообр. палочек и колотушек - деревянных, металлич., с головками из войлока, резины, дерева и т. п.; прутьями и метелочками; ладонями, пальцами и многими другими способами. На нек-рых У.И. возможно извлечение звука фрикционным способом (трением) - напр., стеклянная гармоника, фрикционный барабан, подвесная тарелка (с помощью смычка от струнного инструмента) и т. д.
В европ. профессиональной музыке У.И. входили в употребление медленно и постепенно. Лишь литавры уверенно заняли место в оркестре почти с самого начала его истории. До сер. 19 в. почти все У. И., как, впрочем, и др. новые инструменты, сначала использовались в опере, часто для создания к.-л. «экзотического» муз. образа. Напр., тарелки, большой барабан, треугольник в кон. 18 в. обозначали т. н. «янычарскую музыку». Постепенно все они занимали место и в симфонич. оркестре. Композиторы-романтики, с их стремлением к выразительности тембра и колорита, использовали новые инструменты гораздо свободнее, и к кон. 19 в. постоянными участниками оркестра стали: ксилофон, колокола и колокольчики, барабаны, бубны, тарелки, кастаньеты и др. В 20 в., в связи с интересом к др. муз. культурам, в муз. обиходе появилось огромное количество У.И. латиноамериканского, африканского и азиатского происхождения. Они используются во всех жанрах, в первую очередь в танцевальной музыке, джазе, поп-и рок-музыке. В этих жанрах У.И. вместе с гитарами составляют т. н. ритм-группу, которая является основой муз. ткани. Группа У.И. входит в состав большинства оркестров: симфонич., духового, эстрадного и др. До 2-й пол. 20 в. сочинения, в к-рых использовались только У.И., были немногочисленны (среди них - антракт из оперы «Нос» Д.Д. Шостаковича или одна из сцен к спектаклю «Египетские ночи» С.С. Прокофьева), позднее их стало гораздо больше, в связи с чем появились ансамбли У.И., к-рые исполняют сочинения, написанные исключит. или преимуществ. для У.И.