ТЮРЕМНЫЕ ПЕСНИ - под этим общим названием принято объединять
обширный слой дорев. песенного фольклора тюрьмы, каторги и ссылки. По содержанию
и поэтике в Т.П. выделяются две основные группы. К первой относятся песни,
выдержанные в традициях старой народной лирич. поэзии, в них ощутима связь
с песнями разбойничьими, казачьими. В центре их - судьба «доброго молодца»,
«невольничка», попавшего в «темную темницу» (глухо говорится, что его погубила
«зазноба» или «змея жена-лада»); он оплакивает свою «участь горькую», его
заточение уподобляется сидению «ясного сокола» в клетке; ему грозит казнь
или наказание плетьми; по нему скорбит жена и «малы детушки»; он обращается
к родителям с просьбой выручить его из темницы, но получает отказ («У нас
в роду ни воров нет, ни разбойников»); пишет горестное письмо сударушке,
просит выкупить, одарить палача («чтобы легче наказывал») и т. д. Песни
этого типа проникнуты глубоким сочувствием к попавшим в заточение, к-рое
трактуется как беда.
Песни второго типа - более поздние, герои их - уголовники, каторжане,
беглые; они бравируют своим прошлым. Песни эти складывались под влиянием
книжной поэзии, многие из них связаны с Сибирью.