РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТЫНЯНОВ Юр. Ник.

ТЫНЯНОВ Юр. Ник.

ТЫНЯНОВ Юр. Ник. ТЫНЯНОВ Юр. Ник. (1894-1943) -писатель, теоретик и историк лит-ры. Сын врача. Окончил ист.-филол. ф-т Петрогр. ун-та (1919), был участником Пушкинского семинара С.А. Венгерова, воспитавшего многих крупных ученых-филологов 1920-х гг. Преподавал в Ин-те ист. искусств. Был одним из гл. теоретиков формализма, участником ОПОЯЗа. Автор иссл. «Достоевский и Гоголь. К теории пародии» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), «Архаисты и Пушкин» (1926) и др., отчасти собр. в сборнике «Архаисты и новаторы» (1929). С сер. 1920-х гг. обратился к ист. прозе: ром. о В.К. Кюхельбекере «Кюхля» (1925), А.С. Грибоедове «Смерть Вазир-Мухтара» (1927-28), незаконч. ром. «Пушкин» (1935 - 43), пов. «Подпоручик Киже» (1928), «Восковая персона» (1931), «Малолетний Витушишников» (1933). Занимался также худож. переводом (Г. Гейне). В ист. сов. культуры деят-ность Т. была одним из редких примеров органичного сочетания науч. иссл. и худож. изображения (прежде всего пушкинской эпохи).

Т. выступал также как теоретик кино и сценарист. В 1924 - 29 Т. создает ряд статей о кино (важнейшая - «Об основах кино», 1927), в к-рых рассматриваются фундам. проблемы кинотеории. Теоретич. изыскания Т. тесно связаны с его практич. деят-ностью в сценарном отд. к/ст. «Севзапкино», чтением лекций на киноф-те Ин-та ист. иск-в и с его сценарным творчеством. Судьбу Т.-сценариста во мн. определило содружество с творч. коллективом ФЭКС - Фабрики эксцентричного актера (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), чьи стилевые эксп. дали возможность Т. на практике проверить и развить свои теоретич. концепции. В сценарии «Шинель» (1926) Т. делает весьма плодотворную для дальнейших отношений лит-ры с кинематографом попытку, отказавшись от принципов киноиллюстрации, создать «фантазию в манере Гоголя». Т. первый поставил вопрос о специфич. характере сюжета и фабулы в кино, связал их с вопросом о семантике выразит. средств экрана. Предложил взгляд на сценарий не как на завершенное произв. лит-ры, а как на процесс, в к-ром, отталкиваясь от слова, рождается специфич. кинообразность. Сценарий «С.В.Д.» (1927, совм. с Ю.Г. Оксманом), в основу к-рого лег эпизод из истории декабризма, тесно связан с лит. практикой Т. (ром. «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара»). Поставл. в жанре ист. мелодрамы, ф. продемонстрировал новаторский для кино 20-х гг. подход к ист. материалу. В 1927 Т. пишет совм. с Оксманом и М. Блейманом либретто «Ася» (1928, реж. А. Ивановский, дальнейшая работа над сценарием осуществ. др. авторами). В том же году Т. создает первый вариант сценария «Поручик Киже», к-рый принял к постановке реж. С. Юткевич, но фильм не был поставлен. Спустя 3 года Т. пишет на мат-ле сценария одноим. рассказ, а в 1933 делает новый вариант сценария, по к-рому в 1934 реж. А. Файнциммер выпускает фильм. В кон. 20-х гг. Т. пишет сценарии «Окно над водой» (совм. с В.А. Кавериным) и «Смерть Вазир-Мухтара», в 1930 - 31 - сценарий «Обезьяна и колокол», интересный как с т. зр. развития ист. концепции Т., так и с позиций корректировки сценарной теории появлением звука. В 1939 совм. с Э. Шуб работает над док. сценарием о Пушкине. Все эти сценарии не были поставлены.

Соч.: Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Лит.: Ю. Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания. М., 1966; Воспоминания о Ю. Тынянове. М., 1983.