![]() |
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
ТВЁРДЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ ФОРМЫ - ист. сложившиеся типы стихотв. форм,
в к-рых б. или менее строго определено кол-во стихов, способ рифмовки и
строфич. построение, иногда - правила повтора стихов, периодов или их частей
на определ. месте. В стиховедении Т.С.Ф. традиц. рассматриваются в разделе
«строфика». Подобно строфам, Т.С.Ф. основаны на заданной предсказуемости
формальных эл-тов, но, в отличие от строф, к-рые актуализируют внутристиховую
связь гр. стихов, соотнося их друг с другом, Т.С.Ф. ориентируют на установление
межтекстовых связей, соотнося структуру данного текста с др. текстами аналогичной
структуры. Четкой границы между строфами и Т.С.Ф. нет, в стиховедении различают
и переходные формы, в к-рых степень строгости орг-ции стихотв. текста не
дает достаточных оснований для отнесения их к той или иной категории. В
подобных случаях их описание как особых строфич. форм или как Т.С.Ф. объясняется
устоявшейся науч. традицией (иногда восходящей к нормативным поэтикам).
По строгости орг-ции Т.С.Ф. принято разделять на неск. гр.:
1) Т.С.Ф., в к-рых объем текста, способ рифмовки и строф. построение канонизированы (сонет, венок сонетов, триолет, рондо, рондель, секстина);
2) Т.С.Ф., в к-рых объем канонизирован, строфы - не вполне (баллада);
3) Т.С.Ф., в к-рых объем не фиксирован, строфика фиксирована (терцины,
вилланель, ритурнель); 4) Т.С.Ф., в к-рых объем и строфика строго не фиксированы
(канцона). Большинство Т.С.Ф. европ. поэзии формируется в ср. века и окончат.
канонизируется в эпоху Возрождения. Нек-рые - заимствуются с Бл. (газель,
рубай) или Дальнего (танка, хокку) Востока. Освоение рус. поэзией европ.
Т.С.Ф. начинается в эпоху классицизма; одними из первых были заимствованы
Т.С.Ф. с давно устоявшимся каноном и допущенные в систему классицизма (прежде
всего франц.), хотя и на правах поэтич. мелочей. В сер. 18 в. почти одноврем.
в России появляются сначала переводные, а следом и оригин. сонеты, триолеты
и рондо, причем, быстро осваивая европ. канон, рус. поэты уже во 2-й пол.
18 в. активно экспериментируют с этими формами. Новый этап освоения европ.
Т.С.Ф. связан с романтизмом; интерес рус. романтиков к итал. Возрождению
вызывает появление в России первых терцин и неизвестных ранее итал. и англ.
сонетов. наст. расцвет Т.С.Ф. приходится на нач. 20 в., когда не только
возрождаются уже известные рус. лит-ре сонет, рондо, триолет, терцины,
секстина, но и осваиваются др. европ. Т.С.Ф. - баллада, вилланель, канцона,
венок сонетов. Этот период отмечен и обращением рус. поэтов к Т.С.Ф. вост.
поэзии, воспринятым гл. обр. через европ. посредничество, - газель, пантум,
рубай, танка, хокку. Освоенные формы нередко становятся объектами многочисл.
поэтич. экспериментов; необычайный интерес к ним выливается и в попытки
создания оригинальных Т.С.Ф., большинство из к-рых принадлежат И. Северянину
(«миньонет», «дизель», «кензель» и др.). В сов. период лишь сонет остается
образцом для оригин. произведений, др. Т.С.Ф. - за редчайшими исключениями
- используются в переводах и стилизациях.