РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТВЁРДЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ ФОРМЫ

ТВЁРДЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ ФОРМЫ

ТВЁРДЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ ФОРМЫ ТВЁРДЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ ФОРМЫ - ист. сложившиеся типы стихотв. форм, в к-рых б. или менее строго определено кол-во стихов, способ рифмовки и строфич. построение, иногда - правила повтора стихов, периодов или их частей на определ. месте. В стиховедении Т.С.Ф. традиц. рассматриваются в разделе «строфика». Подобно строфам, Т.С.Ф. основаны на заданной предсказуемости формальных эл-тов, но, в отличие от строф, к-рые актуализируют внутристиховую связь гр. стихов, соотнося их друг с другом, Т.С.Ф. ориентируют на установление межтекстовых связей, соотнося структуру данного текста с др. текстами аналогичной структуры. Четкой границы между строфами и Т.С.Ф. нет, в стиховедении различают и переходные формы, в к-рых степень строгости орг-ции стихотв. текста не дает достаточных оснований для отнесения их к той или иной категории. В подобных случаях их описание как особых строфич. форм или как Т.С.Ф. объясняется устоявшейся науч. традицией (иногда восходящей к нормативным поэтикам). По строгости орг-ции Т.С.Ф. принято разделять на неск. гр.:

1) Т.С.Ф., в к-рых объем текста, способ рифмовки и строф. построение канонизированы (сонет, венок сонетов, триолет, рондо, рондель, секстина);

2) Т.С.Ф., в к-рых объем канонизирован, строфы - не вполне (баллада);

3) Т.С.Ф., в к-рых объем не фиксирован, строфика фиксирована (терцины, вилланель, ритурнель); 4) Т.С.Ф., в к-рых объем и строфика строго не фиксированы (канцона). Большинство Т.С.Ф. европ. поэзии формируется в ср. века и окончат. канонизируется в эпоху Возрождения. Нек-рые - заимствуются с Бл. (газель, рубай) или Дальнего (танка, хокку) Востока. Освоение рус. поэзией европ. Т.С.Ф. начинается в эпоху классицизма; одними из первых были заимствованы Т.С.Ф. с давно устоявшимся каноном и допущенные в систему классицизма (прежде всего франц.), хотя и на правах поэтич. мелочей. В сер. 18 в. почти одноврем. в России появляются сначала переводные, а следом и оригин. сонеты, триолеты и рондо, причем, быстро осваивая европ. канон, рус. поэты уже во 2-й пол. 18 в. активно экспериментируют с этими формами. Новый этап освоения европ. Т.С.Ф. связан с романтизмом; интерес рус. романтиков к итал. Возрождению вызывает появление в России первых терцин и неизвестных ранее итал. и англ. сонетов. наст. расцвет Т.С.Ф. приходится на нач. 20 в., когда не только возрождаются уже известные рус. лит-ре сонет, рондо, триолет, терцины, секстина, но и осваиваются др. европ. Т.С.Ф. - баллада, вилланель, канцона, венок сонетов. Этот период отмечен и обращением рус. поэтов к Т.С.Ф. вост. поэзии, воспринятым гл. обр. через европ. посредничество, - газель, пантум, рубай, танка, хокку. Освоенные формы нередко становятся объектами многочисл. поэтич. экспериментов; необычайный интерес к ним выливается и в попытки создания оригинальных Т.С.Ф., большинство из к-рых принадлежат И. Северянину («миньонет», «дизель», «кензель» и др.). В сов. период лишь сонет остается образцом для оригин. произведений, др. Т.С.Ф. - за редчайшими исключениями - используются в переводах и стилизациях.