ТУРГЕНЕВ Ив. Сер. (1818-83) -писатель. Принадлежал к старин.
дворян. роду. Образование получил в частных моск. пансионах. Окончил словесное
отд. Петерб. ун-та (1837), слушал лекции в Берлинск. ун-те (1838 - 41)
и сделался убежденным гегельянцем. В 1843 -45 служил в Мин-ве внутр. дел
под началом В.И. Даля. Начал лит. деят-ность как романтич. поэт (нек-рые
его стихотв. широко известны, напр. «Утро туманное, утро седое...»). Поэма
«Параша» (1843), пов. «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1845) и
«Бретер» (1846) свидетельствуют о неудовлетворенности романтизмом. В это
время Т. испытал влияние В.Г. Белинского и стал одним из активных поборников
«натуральной школы». В 1843 познакомился с П. Виардо, в 1845 уехал с ней
за границу (с этого времени большую часть жизни он будет жить вне России).
Там созревает и реализуется замысел «Записок охотника» (1846 - 52), антикрепостнич.
пафос к-рых повлек за собой арест Т. и ссылку в Спасское-Лутовиново без
права выезда за пределы Орловской губ. (1852 - 56; формально наказание
последовало за публикацию некролога Н.В. Гоголю в обход ценз. правил).
В те же годы Т. увлекся драматургией («Нахлебник», 1848; «Холостяк», 1849;
«Месяц в деревне», 1850; «Провинциалка», 1850 и др.); ей суждено было стать
«творческой лабораторией» худож. метода Т., «тайной психологии», к-рая
предполагает не описание психол. процесса, а нахождение психол. верного
поведения героя, его жеста, произнесенного слова и т. д. В 1850-х гг. центр.
место в творчестве Т. занимает герой, находящийся в разладе с косным миром
и не умеющий быть полезным, человек, к-рого Т. так удачно назвал «лишним»
(«Дневник лишнего человека», 1850; «Переписка», 1854). Наиб. полное воплощение
этот тип получил в ром. «Рудин» (1856). В «Рудине» Т. впервые создал тип
персонального культурно-героич. романа, впоследствии оказавшегося продуктивным
для рус. лит-ры. В «Дворянском гнезде» (1858) проблема «лишнего человека»
приобретает новое значение: Лаврецкий связан с нар. жизнью и не бездеятелен,
как Рудин, он выполняет свой долг, но оказывается лично несчастным, не
способным примирить в себе личное и общее. Над ним тяготеет рок обстоятельств,
определенных законами природы и не подвластных чел. знанию; этот круг вопросов
спец. обсуждается Т. в пов. «Поездка в Полесье» (1857), повестяхо «трагич.
значении любви» («Фауст», 1856; «Ася», 1858; «Первая любовь», 1861). Он
же определяет содержание ром. «Накануне» (1860). Его герой - «сознательно-героическая
натура» и этим противопоставлен «лишним людям», но и его деят-ность имеет
трагич. характер: не они делают дело истории, а история их руками делает
свое не подвластное чел. разуму дело. Это понимание роли деятелей в ист.,
излож. Т. в ст. «Гамлет и Дон Кихот» (1860), объясняет и смысл ром. «Отцы
и дети» (1862), и отношение автора к Базарову. Ром. «Накануне» послужил
поводом к разрыву Т. с ж. «Современник», в к-ром писатель активно сотрудничал
с 1847. Ром. «Отцы и дети» вызвал ожесточ. полемику, в ходе к-рой были
высказаны взаимоисключающие оценки произв. Особенно изв. стала полемика
между «Современником» и «Русским словом» («раскол в нигилистах»), в ходе
к-рой была сформулирована соц.-полит. идеология Д.И. Писарева. Полемика
обозначила разрыв Т. с его читателями и вызвала душевный кризис писателя.
Отражение его - повести «Призраки» (1864) и «Довольно» (1865), полемика
Т. с А.И. Герценом о путях развития России и ром. «Дым» (1867). В этом
ром. нет привычного для Т. центр. героя, выразителя насущных потребностей
времени; его место занял заурядный человек, помещик, обеспокоенный хоз.
вопросами, и это характеризует переживаемый Россией момент как эпоху безвременья,
а все стремления разнообр. обществ. сил - как «дым». Следующее десятилетие
в творчестве Т. проходит под знаком повестей и рассказов о «низовой» России
(«Странная история», 1870; «Степной король Лир», 1870; «Стук... стук...
стук...», 1871 и др.) и «таинственных» повестей («Сон», 1877; «Песнь торжествующей
любви», 1881; «Клара Милич», 1882). Ром. «Новь» (1877), в к-ром изображено
«хождение в народ», говорил о тщете и бесплодности усилий народников и
о неизбежности их поражения. В 1879 - 81 Т. пережил возвращение к нему
симпатий со стороны рус. читателей. К нему приходит мир. слава. Последним
крупным произв. Т. были «Стихотворения в прозе» (1882), цикл лирич. миниатюр,
вобравший в себя все осн. темы и мотивы его творчества; в нем Т. как бы
прощался с жизнью, родиной и иск-вом. Умер Т. во Франции. Его похороны
в СПб. превратились в грандиозную демонстрацию симпатий к писателю.
И. С. Тургенев
Соч.: Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. М., 1978.
Лит.: Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева. Литературная биография. М.,
1998; И.С. Тургенев. Летопись жизни и тв-ва. СПб., 1995 - 98.