РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТУРГЕНЕВ Ив. Сер.

ТУРГЕНЕВ Ив. Сер.

ТУРГЕНЕВ Ив. Сер. ТУРГЕНЕВ Ив. Сер. (1818-83) -писатель. Принадлежал к старин. дворян. роду. Образование получил в частных моск. пансионах. Окончил словесное отд. Петерб. ун-та (1837), слушал лекции в Берлинск. ун-те (1838 - 41) и сделался убежденным гегельянцем. В 1843 -45 служил в Мин-ве внутр. дел под началом В.И. Даля. Начал лит. деят-ность как романтич. поэт (нек-рые его стихотв. широко известны, напр. «Утро туманное, утро седое...»). Поэма «Параша» (1843), пов. «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1845) и «Бретер» (1846) свидетельствуют о неудовлетворенности романтизмом. В это время Т. испытал влияние В.Г. Белинского и стал одним из активных поборников «натуральной школы». В 1843 познакомился с П. Виардо, в 1845 уехал с ней за границу (с этого времени большую часть жизни он будет жить вне России). Там созревает и реализуется замысел «Записок охотника» (1846 - 52), антикрепостнич. пафос к-рых повлек за собой арест Т. и ссылку в Спасское-Лутовиново без права выезда за пределы Орловской губ. (1852 - 56; формально наказание последовало за публикацию некролога Н.В. Гоголю в обход ценз. правил). В те же годы Т. увлекся драматургией («Нахлебник», 1848; «Холостяк», 1849; «Месяц в деревне», 1850; «Провинциалка», 1850 и др.); ей суждено было стать «творческой лабораторией» худож. метода Т., «тайной психологии», к-рая предполагает не описание психол. процесса, а нахождение психол. верного поведения героя, его жеста, произнесенного слова и т. д. В 1850-х гг. центр. место в творчестве Т. занимает герой, находящийся в разладе с косным миром и не умеющий быть полезным, человек, к-рого Т. так удачно назвал «лишним» («Дневник лишнего человека», 1850; «Переписка», 1854). Наиб. полное воплощение этот тип получил в ром. «Рудин» (1856). В «Рудине» Т. впервые создал тип персонального культурно-героич. романа, впоследствии оказавшегося продуктивным для рус. лит-ры. В «Дворянском гнезде» (1858) проблема «лишнего человека» приобретает новое значение: Лаврецкий связан с нар. жизнью и не бездеятелен, как Рудин, он выполняет свой долг, но оказывается лично несчастным, не способным примирить в себе личное и общее. Над ним тяготеет рок обстоятельств, определенных законами природы и не подвластных чел. знанию; этот круг вопросов спец. обсуждается Т. в пов. «Поездка в Полесье» (1857), повестяхо «трагич. значении любви» («Фауст», 1856; «Ася», 1858; «Первая любовь», 1861). Он же определяет содержание ром. «Накануне» (1860). Его герой - «сознательно-героическая натура» и этим противопоставлен «лишним людям», но и его деят-ность имеет трагич. характер: не они делают дело истории, а история их руками делает свое не подвластное чел. разуму дело. Это понимание роли деятелей в ист., излож. Т. в ст. «Гамлет и Дон Кихот» (1860), объясняет и смысл ром. «Отцы и дети» (1862), и отношение автора к Базарову. Ром. «Накануне» послужил поводом к разрыву Т. с ж. «Современник», в к-ром писатель активно сотрудничал с 1847. Ром. «Отцы и дети» вызвал ожесточ. полемику, в ходе к-рой были высказаны взаимоисключающие оценки произв. Особенно изв. стала полемика между «Современником» и «Русским словом» («раскол в нигилистах»), в ходе к-рой была сформулирована соц.-полит. идеология Д.И. Писарева. Полемика обозначила разрыв Т. с его читателями и вызвала душевный кризис писателя. Отражение его - повести «Призраки» (1864) и «Довольно» (1865), полемика Т. с А.И. Герценом о путях развития России и ром. «Дым» (1867). В этом ром. нет привычного для Т. центр. героя, выразителя насущных потребностей времени; его место занял заурядный человек, помещик, обеспокоенный хоз. вопросами, и это характеризует переживаемый Россией момент как эпоху безвременья, а все стремления разнообр. обществ. сил - как «дым». Следующее десятилетие в творчестве Т. проходит под знаком повестей и рассказов о «низовой» России («Странная история», 1870; «Степной король Лир», 1870; «Стук... стук... стук...», 1871 и др.) и «таинственных» повестей («Сон», 1877; «Песнь торжествующей любви», 1881; «Клара Милич», 1882). Ром. «Новь» (1877), в к-ром изображено «хождение в народ», говорил о тщете и бесплодности усилий народников и о неизбежности их поражения. В 1879 - 81 Т. пережил возвращение к нему симпатий со стороны рус. читателей. К нему приходит мир. слава. Последним крупным произв. Т. были «Стихотворения в прозе» (1882), цикл лирич. миниатюр, вобравший в себя все осн. темы и мотивы его творчества; в нем Т. как бы прощался с жизнью, родиной и иск-вом. Умер Т. во Франции. Его похороны в СПб. превратились в грандиозную демонстрацию симпатий к писателю.

ТУРГЕНЕВ Ив. Сер.

И. С. Тургенев

Соч.: Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. М., 1978.

Лит.: Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева. Литературная биография. М., 1998; И.С. Тургенев. Летопись жизни и тв-ва. СПб., 1995 - 98.