РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Т. хорошо знала рус. нац. обычаи, прекрасно исполняла нар. песни и танцы, тонко чувствовала красоту родного яз. Эти ее знания и умения широко использовались в т-ре. Она создала целую галерею «простых» женщин: Фекла Ивановна («Женитьба» Н.В. Гоголя), Акулина Гавриловна («Женитьба Бальзаминова» Островского), Кухарка («Плоды просвещения») и др. Особенно близок ей был Островский, в чьих пьесах она сыграла на протяжении жизни 76 ролей.
В 1898-1907 Т. параллельно с работой в Малом т-ре сыграла ряд ролей в Новом т-ре (молодежный филиал Малого): Мария Антоновна («Ревизор» Гоголя), Лель («Снегурочка» Островского), Керубино («Свадьба Фигаро» П. Бомарше), Туанет («Мнимый больной» Ж. Б. Мольера), блеснув новыми гранями своего дарования. Зрелым работам Т. были присущи психологич. глубина и соц. заостренность образа. Она умела облечь свои создания в четкую форму, прибегала к внутр. перевоплощению, минимально используя грим и др. средства внеш. выразительности. Т. считалась мастером немых сцен. Долгие сценич. паузы Т. были наполнены глубоким эмоцион. содержанием.
Роли: Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники», 1922), Мурзавецкая («Волки и овцы», 1923), Кабаниха («Гроза» Островского, 1923), г-жа Гранде («Евгения Гранде» по О. де Бальзаку, 1939), Галчиха («Без вины виноватые» Островского, 1940), миссис Хиггинс («Пигмалион» Б. Шоу, 1943), Анна Дмитриевна Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951), мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, 1959) и др.
В 1959 Т. вышла из состава труппы Малого т-ра, но до 1961 иногда выступала в спектаклях. Работала на концертной эстраде как чтица. С 1910 занималась пед. деят-ностью, в 1918 - 23 преподавала на Драматич. курсах при Малом т-ре.